X. Инновации и технологическое развитие ОАО "РЖД"

Инновационное развитие Общества и реализация единой технической политики

Задачи инновационного развития экономики, определенные руководством страны и нашедшие свое развитие в перечне поручений Президента Российской Федерации от 4 января 2010 года № Пр-22, обусловили необходимость актуализации основополагающих документов компании в соответствии с изменившимся уровнем ее научно-технического и технологического развития и возможностей машиностроительного комплекса страны.

В рамках выполнения соответствующих решений совета директоров "Белая книга ОАО "РЖД" была актуализирована и на ее основе разработана "Стратегия инновационного развития ОАО "РЖД" на период до 2015 года". Уточнены показатели инновационного развития компании, приведены оценки существующего технологического уровня компании.

Инновационное развитие ОАО "РЖД" в 2010 году осуществлялось в соответствии с задачами, которые определены "Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 № 887-р, а также внутренними нормативными документами общества – "Стратегическими направлениями научно-технического развития ОАО "РЖД" на период до 2015 года" ("Белая книга ОАО "РЖД") и "Концепцией единой технической политики".

Определены 12 направлений инновационного развития компании, охватывающие вопросы:

  • создания современных транспортно-логистических систем, включая высокоскоростное и скоростное движение,
  • развития интеллектуальных систем управления перевозочным процессом;
  • внедрения инновационных материалов, технических средств и технологий в области эксплуатации и ремонта инфраструктуры и подвижного состава, обеспечивающих снижение стоимости жизненного цикла и повышение надежности;
  • освоения технологий производства подвижного состава, соответствующего по основным характеристикам (производительности, скорости, надежности) лучшим мировым образцам;
  • создания эффективного управления ресурсами на основе формирования системы эксплуатационных показателей надежности и безопасности инфраструктуры и подвижного состава, методов их применения с учетом оценки рисков на всех этапах жизненного цикла.

По сравнению с предыдущей редакцией "Белой книги" в число ключевых вошли следующие направления развития:

  • повышение энергетической эффективности основной деятельности компании;
  • охрана окружающей среды;
  • совершенствование системы технического регулирования;
  • внедрение инновационных спутниковых и геоинформационных технологий.

В 2010 году объемы финансирования инновационного развития были увеличены на 21% (на 1 млрд рублей) к уровню прошлого года и составят 5,75 млрд рублей. Расходы на НИОКР предполагается довести к 2015 году до одного процента от доходов. К этому времени должна быть реализована программа инновационного развития компании, результаты которой будут способствовать восстановлению научных школ, усилению потенциала научно-исследовательских институтов, организации и функционированию сети инжиниринговых центров, способствующих созданию и реализации прорывных технологий в сфере железнодорожного транспорта.

В ОАО "РЖД" технический уровень развития компании был определен в 2007 году с участием экспертов Российской академии наук, с учетом мировых тенденций социально-экономического развития и долгосрочных технологических прогнозов, разработанных Минобрнауки России и РАН, приведенных в "Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 года № 877р. Результаты оценки существующего технологического уровня компании закреплены в "Стратегических направлениях научно-технического развития ОАО "РЖД" на период до 2015 г." ("Белая книга ОАО "РЖД"), утвержденных президентом компании В.И. Якуниным 31.08.2007 как основа дальнейшего инновационного развития.

Актуализация "Стратегических направлений научно-технического развития ОАО "РЖД" на период до 2015 года" ("Белая книга ОАО "РЖД"), утвержденных 31.08.2007 № 964, проведена во исполнение решения совета директоров ОАО "РЖД" от 27.04.2010 и выполнения поручения Президента Российской Федерации по результатам работы Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России от 04.01.2010 № Пр-22 и решения Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (протокол от 03.08.2010 № 4 п.4).

В Cтратегии определены основные целевые ориентиры, индикаторы и показатели ее реализации, которые уточняются при разработке программы инновационного развития ОАО "РЖД". Компания последовательно реализует политику повышения эффективности в области развития партнерских отношений с ведущими научными, финансовыми организациями и промышленными компаниями. Так, подписано новое соглашение о сотрудничестве с Российской академией наук,  соглашения о сотрудничестве между ОАО "РЖД" и Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ), с государственными корпорациями "Роснанотех" и "Ростехнологии", рядом зарубежных и отечественных компаний. Реализация Стратегии инновационного развития и разработка Программы должны проводиться с учетом перспективы формирования технологических платформ. Разработанный проект программы инновационного развития ОАО "РЖД" предусматривает участие компании в качестве координатора технологической платформы "Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт". Указанная технологическая платформа по итогам экспертного анализа включена в перечень технологических платформ, который был утвержден 1 апреля на заседании Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям.

Содержание этой технологической платформы полностью соответствует приоритетам развития науки, технологий и техники, определенным в Указе Президента Российской Федерации от 21.05.2006 № Пр-843.

Для разработки и реализации технологической платформы планируется привлечь отечественные организации и предприятия различной отраслевой принадлежности, что будет способствовать научно-техническому развитию и совершенствованию технологий практически во всех базовых отраслях промышленности.

Кроме того, предполагается участие ОАО "РЖД" в реализации технологических платформах:

  • "Применение инновационных технологий для повышения эффективности строительства, содержания и безопасности автомобильных и железных дорог" (координатор – ОАО "РОСНАНО");
  • "Интеллектуальная энергетическая система России" (координатор – ФГУ "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России).


Адрес страницы в сети Интернет:  http://annrep.rzd.ruhttp://annrep.rzd.ru/reports/public/ru?STRUCTURE_ID=4348&layer_id=5184&refererLayerId=5183&print=1

screenRenderTime=1