VI. Пассажирские перевозки

Работа пассажирского комплекса в 2010 году была направлена на полное удовлетворение спроса и повышения качества обслуживания населения, на устойчивое и динамичное развитие перевозок, повышение эффективности пассажирских перевозок.

Структура пассажирооборота по видам транспорта за 2003-2010 гг., %

Структура пассажирооборота по
видам транспорта за 2003-2010 гг., %

В условиях выхода на рынок Федеральной пассажирской компании в 2010 году произошло изменение структуры рынка дальних пассажирских перевозок. В связи с распространением сферы ответственности ОАО "ФПК" на перевозки пассажиров по России подвижным составом других государств (стран СНГ и Балтии и др.) доля перевозок ОАО "ФПК" с апреля 2010 года составляет 96% в объеме дальних перевозок по инфраструктуре ОАО "РЖД". Перевозчиком ОАО "РЖД" осуществляются перевозки высокоскоростными поездами "Сапсан" и "Аллегро", а также поездами дальнего следования Сахалинского региона.

Пассажирооборот составил по инфраструктуре ОАО "РЖД" 139 млрд п-км (91,8% к 2009 году):

  • в дальнем следовании пассажирооборот составил 111,0 млрд п-км (98,0% к 2009 году), в том числе перевозчиком ОАО "РЖД" 20,9 млрд п-км;
  • в пригородном сообщении – 28 млрд п-км (73,4% к 2009 году), в том числе перевозчиком ОАО "РЖД" - 11,9 млрд п-км.

Услугами железнодорожного транспорта по инфраструктуре ОАО "РЖД" воспользовалось более 947 млн пассажиров:

  • в дальнем следовании - 116,1 млн (98,8% к 2009 году);
  • в пригородном сообщении 831,6 млн (81,6% к 2009 году).

В пригородном сообщении объективной причиной снижения пассажирооборота является изменение порядка оформления проездных документов федеральным льготникам.

Отправление пассажиров, Пассажирооборот

Пассажирооборот по инфраструктуре ОАО "РЖД", 2004-2010 гг., млрд пасс. км

Пассажирооборот по инфраструктуре
ОАО «РЖД», 2004-2010 гг., млрд пасс. км

Основные усилия были направлены на решение задачи улучшения качества обслуживания пассажиров при совместном с государством поступательном движении к повышению транспортной доступности, мобильности населения и увеличению продаж.

Наиболее значимые реализованные проекты 2010 года

  • Организация скоростного пассажирского сообщения на участке Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород высокоскоростными поездами "Сапсан" и завершение организации скоростного движения в 4 квартале 2010 года на участке Санкт-Петербург – Хельсинки высокоскоростными поездами "Аллегро".
  • Создание единого информационного центра сервисного обслуживания пассажирского комплекса компании.
  • Улучшение коммуникаций с потребителями.
  • Расширение каналов распространения услуг.
  • Успешные структурные преобразования.
  • Новая система взаимодействия при организации дальних пассажирских перевозок между перевозчиком и инфраструктурой.
  • Безубыточность дальних перевозок.

Пассажирские перевозки в международном сообщении

В сообщении со странами со странами СНГ и Балтии за 2010 год перевезено пассажиров на уровне аналогичного периода прошлого года и составило 19,6 млн человек.

Российские железные дороги осуществляют перевозку пассажиров в 19 стран Европы и Азии: Германию, Францию, Швейцарию, Голландию, Польшу, Австрию, Словакию, Чехию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Италию, Хорватию, Сербию, Черногорию, Финляндию, Китай, Монголию, Северную Корею по 54  международным маршрутам.

Поезда и беспересадочные вагоны, курсирующие в международном сообщении обслуживаются как российскими железными дорогами, так и железными дорогами Польши, Чехии, Финляндии, Монголии, Китая, Северной Кореи.

В 2010 году общие объемы перевозок пассажиров в международном сообщении составили 20,3 млн человек, что на 1% выше уровня 2009 года. В международном сообщении со странами дальнего зарубежья объемы составили 635,6 тыс., 98% к уровню прошлого года. В сообщении со странами СНГ и Балтии в 2010 году было перевезено 19,6 млн человек, что на 1% выше уровня прошлого года.

В рамках реализации проекта по открытию железнодорожного сообщения Москва - Ницца 23 сентября 2010 года (после почти 100-ленего перерыва) состоялся запуск регулярного поезда Москва - Варшава - Вена - Инсбрук - Больцано - Верона - Милан - Генуя - Сан-Ремо - Ницца формирования российских железных дорог. Маршрут поезда проходит через территорию Белоруссии, Польши, Чехии, Австрии, Италии, Франции. Это первый коммерческий проект, предусматривающий курсирование поезда на основе коммерческих соглашений с иностранными железными дорогами.

Поезд курсирует один раз в неделю. Общая протяженность маршрута составляет 3 279 км. Время в пути из Москвы в Ниццу составляет 50:23, из Ниццы в Москву – 49:34.

При разработке расписания на график 2011/2012 годов (с декабря 2011 года) совместно с представителями иностранных железных дорог - участницами маршрута Москва-Ницца продолжена работа по ускорению поезда. Кроме того, в предложенном ОАО "РЖД" варианте расписания планируется ликвидировать суточный перестой поезда в пункте оборота по станции Ницца.

В схеме поезда предусмотрено курсирование вагонов повышенной комфортности, отвечающих всем современным требованиям. В составе поезда курсируют два вагона-ресторана.

Оформление проездных документов производится на одном бланке с указанием общей стоимости проезда ("глобальная цена"). Весь массив мест находится в системе Экспресс-3.

Согласно договоренностям, достигнутым на высшем уровне, с целью развития и укрепления политических, экономических и культурных связей между Россией и Финляндией 12 декабря 2010 года состоялся запуск скоростного пассажирского сообщения между Санкт-Петербургом и Хельсинки двухсистемными электропоездами Sm6 ("Аллегро").

Время в пути поездов "Аллегро", курсирующих в данном сообщении, составляет 3:36.

С 29 мая 2011 года планируется увеличение размеров движения в данном сообщении до четырех пар поездов "Аллегро" в сутки.

Пассажирские перевозки во внутригосударственном сообщении

Перечень тарифов на перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа определен Прейскурантом № 10-02-16, введённым в действие в марте 1993 года и Тарифным руководством, введенным с 1 октября 2010 года приказом Федеральной службы по тарифам (далее – ФСТ России) от 27 июля 2010 года №156-т/1 "Об утверждении тарифов, сборов и платы на услуги, связанные с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении и пробегом пассажирских вагонов, выполняемые в составе дальних поездов ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Федеральная пассажирская компания", ОАО "АК "Железные дороги Якутии" и на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО "Российские железные дороги", ОАО "АК "Железные дороги Якутии", при данных перевозках, а также привил их применения".

С 1 января 2010 года изменение тарифов произведено в соответствии с приказом ФСТ России от 17 декабря 2009 года № 375-т/13.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года № 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" и с приказом ФСТ России от 11 декабря 2009 года №373-т/12 ОАО "РЖД" дано право самостоятельно устанавливать тарифы на перевозки пассажиров в дальнем следовании в вагонах СВ, купейных вагонах всех поездов и скоростных поездах (внесено изменение в постановление ФЭК России от 9 января 2002 года №1/3).

В соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 18 декабря 2009 года № 2614р с 1 января 2010 года проиндексированы тарифы на перевозки пассажиров в дальнем следовании во внутреннем сообщении в вагонах СВ и купейных вагонах в 1,08 раза и применен график гибкого регулирования тарифов по календарным периодам года.

Приказом ФСТ России в 2011 году установлены дифференцированные индексы по календарным периодам к уровню тарифов на перевозки пассажиров во внутригосударственном сообщении, выполняемые в составе дальних поездов ОАО "ФПК" в плацкартных и общих вагонах (при использовании локомотивной тяги).

По распоряжению ОАО "РЖД" с 2011 года будет произведена индексации тарифов на перевозки пассажиров в дальнем следовании во внутригосударственном сообщении в вагонах класса "Люкс", СВ и купейных вагонах в 1,05 раза (кроме скоростных поездов, курсирующих на маршрутах Москва – Санкт-Петербург и Санкт-Петербург – Москва-Курская – Нижний Новгород) ОАО "ФПК" на 2011 год установлен график гибкого регулирования тарифов на перевозки пассажиров в дальнем следовании в вагонах класса "Люкс", СВ и купейных вагонах всех категорий поездов ОАО "ФПК".

Продолжается взаимодействие с органами внутренних дел на транспорте по обеспечению правопорядка, пресечению преступлений и административных правонарушений граждан на объектах пригородного железнодорожного транспорта.

Маркетинговая политика

Для усиления своих позиций на рынке пассажирских перевозок дальнего следования, начиная с 2007 года реализуются локальные маркетинговые акции, направленные на стимулирование потребительского спроса в дерегулируемом сегменте - специальные тарифы на поезда в сообщении с черноморским побережьем Северного Кавказа, на дополнительные сезонные поезда и др.

Из года в год полигоны применения и масштабы реализации данных инициатив постоянно расширяются, приносят Компании дополнительные доходы.

В 2007 году за счет привлечения пассажиров дополнительно получено более 1 млн рублей, в 2008 году – 81 млн рублей, в 2009 году – 307 млн рублей.

Следует отметить, что если в 2007 году количество пассажиров, участвующих в акциях составляло 2%, то уже летними маркетинговыми акциями 2010 года было охвачено порядка 30% дерегулированного сегмента.

В 2010 году ОАО "ФПК" продолжила реализацию акций прошлых лет и предлагала более десятка новых маркетинговых предложений, которые при суммировании позволяли получить максимальную скидку до 40%.

С 15 октября 2010 года ОАО "ФПК" принято решение о снижении на 50% тарифов при покупке билетов на верхние места купейных вагонов всех категорий поездов. Дополнительные доходы от проведения акции в 2010 году составили более 320 млн рублей, а объем перевозок пассажиров в купейных вагонах увеличился на 1,1 млн человек.

Несмотря на отрицательную динамику по итогам 9 месяцев 2010 года (снижение пассажирооборота к 2009 году составляло 95,8%), реализация акции позволила ОАО "ФПК" преломить отрицательную динамику, увеличить объемы перевозок в IV квартале 2010 года на 6,1% и выйти на установленные плановые параметры по 2010 году в целом.


Адрес страницы в сети Интернет:  http://annrep.rzd.ruhttp://annrep.rzd.ru/reports/public/ru?STRUCTURE_ID=4338&layer_id=5184&refererLayerId=5183&print=1

screenRenderTime=2