V. Грузовые перевозки

Одной из основных задач Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте является развитие конкуренции в сфере оперирования грузовыми вагонами. В течение длительного периода государственные приоритеты по созданию необходимых ресурсов для инвестиций отдавались другим отраслям промышленности за счет ограничения темпов индексации цен (тарифов) субъектов естественных монополий.

На протяжении всего периода становления в России рыночных отношений и, особенно, в периоды преодоления негативных последствий кризисных явлений конца 90-х годов, мирового финансового кризиса 2008-2009 годов, на железнодорожный транспорт возлагалась роль стабилизирующего звена в экономике страны. Предпринятые на государственном уровне жесткие ограничительные меры тарифного регулирования в отношении федерального железнодорожного транспорта фактически означали введение механизма перекрестного субсидирования отраслей экономики за счет железнодорожного транспорта.

За период с 1991 по 2010 год железнодорожные тарифы были проиндексированы лишь в 92,2 раза при росте цен в промышленности в 135,9 раза (для сравнения: за этот период в топливной промышленности цены увеличились в 369,3 раза, в угольной промышленности - 276,7  раза, в черной металлургии - в 199,3 раза в электроэнергетике - в 173,1 раза). В результате основной проблемой железнодорожного транспорта стал дефицит инвестиционных ресурсов, необходимых для простого и расширенного воспроизводства основных фондов (износ грузовых вагонов инвентарного парка достиг критического уровня - сегодня средний возраст инвентарного вагона составляет 22 года).

Динамика индексов цен производителей промышленной продукции и тарифов с 2003 г. (рост к декабрю 2002 г., раз)

Динамика индексов цен производителей
промышленной продукции и тарифов с 2003 г. (рост к декабрю 2002 г., раз)

Изменения транспортной составляющей в цене готовой продукции

В связи с опережающим ростом цен в большинстве отраслей промышленности над ростом железнодорожных тарифов сложилась тенденция снижения средневзвешенной транспортной составляющей в цене продукции, перевозимой железнодорожным транспортом.

Изменение транспортной составляющей при перевозке грузов в 2010 г. (расчет по тарифу инвентарного парка)

Изменение транспортной составляющей
при перевозке грузов в 2010 г. (расчет по тарифу инвентарного парка)

Анализ изменения транспортной составляющей в цене готовой продукции с учетом фактических параметров индексации тарифов в 2003-2010 годах показал, что по отношению к уровню 2003 года, когда был введен в действие новый Прейскурант №10-01, уровень транспортной составляющей снизился практически по всей основной номенклатуре перевозимых грузов.

В целях решения государственной задачи по развитию конкурентного сектора на железнодорожном транспорте были созданы тарифные условия для развития операторских компаний и привлечения частных инвестиций в обновление и расширение парка грузовых вагонов. В настоящее время вагонная составляющая у частных собственников перешла из категории "ориентира" в экономическую. Она формируется на базе реальных затрат собственника вагона, конъюнктуры рынка услуг по предоставлению вагонов для перевозки грузов.

ОАО "ПГК" (начавшая деятельность в 2007 году) стала равноправным игроком на транспортном рынке. Теперь у грузоотправителя имеется реальная возможность выбора услуг любой из компаний-операторов по соотношению цена/качество.

Правительством Российской Федерации приняты решения о необходимости завершения формирования конкурентного рынка оперирования грузовыми вагонами за счет продажи 50 тыс. полувагонов ОАО "РЖД" крупными лотами с обязательством покупателей провести их модернизацию с продлением срока эксплуатации и создании дочернего общества ОАО "РЖД" - ОАО "ВГК" (создана в октябре 2010 года).

Создание ОАО "ВГК" завершит процесс формирования конкурентного рынка в операторском сегменте, сбалансированного по степени концентрации и конкуренции, и создаст дополнительные условия для активизации ценовой конкуренции и корректировке ставок в зависимости от рыночной конъюнктуры.

Версия для печати
screenRenderTime=1