Угрозы и риски деятельности

В негативных макроэкономических условиях и в рамках реализации структурных преобразований в сфере железнодорожного транспорта повышаются риски Холдинга по снижению конкурентоспособности на российском и зарубежных рынках и обеспечении текущей деятельности.

Так, формирование института локальных перевозчиков потребует существенного пересмотра технологии работы локомотивов ОАО "РЖД" и может привести к ухудшению ситуации с обеспечением безопасности перевозочного процесса.

При этом локальный перевозчик будет стремиться использовать собственный локомотив, исходя из собственной локальной логистической схемы, а не исходя из критериев оптимизации единого технологического процесса, что с высокой степенью вероятности приведет к падению производительности локомотива, роста потребности в парке и увеличению непроизводительных перемещений локомотивов по сети.

Экономические риски состоят в перераспределении финансовых потоков от ОАО "РЖД" к локальным перевозчикам без создания дополнительной отраслевой стоимости как результат их вхождения в наиболее прибыльные сегменты рынка.

Кроме того, в настоящее время перед Холдингом стоит еще ряд серьезных угроз деятельности, таких как:

  • сокращение расходов государственного бюджета на поддержку развития и функционирования железнодорожного транспорта, ведущее к снижению пропускной способности инфраструктуры в условиях высокого износа и наличия значительного количества "узких мест";
  • усиление конкуренции в традиционных и развивающихся, потенциально доходных сегментах внутреннего транспортного рынка и за рубежом;
  • сокращение национальных грузопотоков в силу структурных изменений в экономике;
  • нарушение технологических связей в результате продажи контрольных (блокирующих) пакетов акций ДЗО ОАО "РЖД".
  • ужесточение регуляторной среды, тарифные ограничения, недостаточные компенсации из бюджетов всех уровней, неопределенность тарифной политики;
  • рост конкуренции со стороны автомобильного, трубопроводного и водного транспорта;
  • снижение пропускной и перерабатывающей способности инфраструктуры вследствие роста порожнего пробега приватных вагонов на основных направлениях сети.

В этих условиях необходима реализация стратегических планов, поскольку в негативных макроэкономических условиях есть две составляющие – с одной стороны это угрозы, а с другой – новые возможности.

И таких возможностей немало. Например, для Компании открываются такие возможности, как снижение цен на потребляемые ресурсы, рост предложения на рынке труда, возможности модернизации инфраструктуры на лимитирующих перевозки участках (что затруднительно в периоды "пиковых" объемов).

Чтобы повысить эффективность работы, требуется внедрение комплексных инновационных технологий, направленных на улучшения в сфере создания новых транспортных и сопутствующих продуктов, новой железнодорожной техники и технологий, совершенствования процессов управления на железнодорожном транспорте, открытие и использование новых возможностей для роста эффективности железных дорог. Необходимо использовать кризисную ситуацию для формирования нового качества и эффективности работы.

Помимо работы в традиционных для железнодорожного транспорта сегментах рынка необходимо создавать и продвигать инновационные транспортные продукты и услуги, выходить на новые рынки, развивать перспективные направления бизнеса.

Стратегия диверсификации деятельности должна ориентироваться на потребности клиентов – они все больше заинтересованы в комплексном транспортно-логистическом обслуживании на российском и зарубежных рынках по принципу "от двери до двери" при конкурентоспособной общей цене услуги.

Отдельным вопросом является риски и возможности, связанные с формированием единого экономического пространства.

Повышаются риски Холдинга по снижению конкурентоспособности Холдинга в сфере грузовых перевозок за счет выхода на российский рынок международных компаний.

При этом открываются возможности по расширению своей деятельности на соответствующих рынках единого экономического пространства.

Версия для печати
screenRenderTime=1