Реализация транзитного потенциала с учетом тенденций рынка

Другой стратегической задачей Холдинга является реализация транзитного потенциала страны и углубление интеграции российских железных дорог в мировую транспортную систему.

Так, в области международной деятельности ключевыми направлениями работы в 2012 г. станут:

1. Многостороннее развитие единого пространства железных дорог в рамках Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества

Основными задачами Компании в формате сотрудничества с железнодорожными администрациями государств-участников СНГ, Грузией, Латвией, Литвой и Эстонией являются:

  • активное участие в проводимой в рамках Совета работе по совершенствованию нормативно-правовой базы организации перевозок пассажиров и грузов в международном сообщении;
  • совершенствование перевозочного процесса, учета вагонного парка, взаиморасчетов с железнодорожными администрациями за выполненные перевозки, железнодорожных тарифов на перевозку пассажиров и грузов, багажа и грузобагажа, технических условий погрузки и крепления грузов;
  • развитие информатизации и проведение НИОКР в интересах железных дорог СНГ.

2. Повышение эффективности взаимодействия железнодорожных администраций России, Белоруссии и Казахстана при развитии Таможенного союза и формировании ЕЭП

В связи с образованием Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России отменен таможенный контроль на внутренних границах государств-членов союза. Помещение грузов под процедуру таможенного транзита теперь проводится единожды – при прибытии на внешнюю границу Таможенного союза и не требует дополнительных процедур на пути их следования по его территории.

Новые условия создают возможности по ускорению таможенного оформления и, как следствие, привлечению дополнительных транзитных грузопотоков, особенно на направлении Китай – Европа.

В целях адаптации к новым условиям деятельности железным дорогам трех государств необходимо решение следующего комплекса задач:

  • формирование и поддержание взаимовыгодных условий для осуществления совместной хозяйственной деятельности;
  • развитие перевозок пассажиров и грузов;
  • совершенствование тарифной политики;
  • совершенствование процедур, связанных с взаимодействием железнодорожных администраций государств-членов Таможенного союза.

Для решения этих задач администрации железных дорог стран-участниц Таможенного союза инициировали предложение о создании трехсторонней рабочей группы из специалистов белорусской, российской и казахстанских железных дорог.

Со своей стороны ОАО "РЖД" предпринимает шаги по созданию новых условий контроля при пересечении границ Таможенного союза.

Также важным для развития единых транспортных систем является создание Единого экономического пространства (ЕЭП). Железнодорожный транспорт стран Таможенного союза сможет эффективно функционировать при условии системного совершенствования правовых основ оказания транспортных услуг.

Прежде всего, необходимо введение в действие унифицированных технических регламентов, единое тарифное регулирование в сфере железнодорожных перевозок, последовательная реализация мероприятий, направленных на сокращение времени проведения таможенных процедур.

В перспективе это позволит обеспечить баланс интересов субъектов естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта и пользователей услуг железнодорожного транспорта в ЕЭП.

3. Расширение бизнеса холдинга "РЖД" за рубежом, в том числе, в области развития железнодорожной инфраструктуры

Важнейшими задачами Компании по реализации инфраструктурных проектов за рубежом являются следующие.

В Иране:

  • реализация проекта строительства железнодорожной линии Решт – Астара как части международного транспортного коридора "Север – Юг".
  • проработка и участие в других проектах развития железнодорожной инфраструктуры на территории Ирана.

В КНДР:

  • завершение реализации проекта реконструкции участка железной дороги Хасан (РФ) – Раджин (КНДР) и строительство грузового терминала в порту Раджин.

В Сербии:

  • проработка возможного участия в проектах развития инфраструктуры, включая проекты строительства железнодорожной линии Вальево – Лозница и реконструкции Белградского железнодорожного узла.

В Армении:

  • обеспечение эффективного управления железнодорожной системой Республики Армения в соответствии с концессионным соглашением от 17 января 2008 г.;
  • достижение стабильной работы железнодорожного транспорта на территории Армении, удовлетворение потребностей экономики республики в качественной перевозке грузов и пассажиров, получение экономических выгод от концессионного управления Армянскими железными дорогами.

4. Укрепление взаимодействия с китайскими партнерами

ОАО "РЖД" ставит задачу дальнейшего развития сотрудничества с Министерством железных дорог КНР (МЖД КНР) в области железнодорожных перевозок грузов, включая транзитные контейнерные перевозки из Китая в Европу и в обратном направлении. Прорабатывается вопрос создания совместного предприятия для перевозок по маршруту Чунцин – Дуйсбург.

Идет реализация ряда важных двусторонних проектов в области инфраструктуры, включая проект восстановления перевозок через погранпереход Махалино-Хуньчунь.

Осуществляется проработка вопросов актуализации двусторонней правовой базы – совместно с Минтрансом России готовится актуализация действующего советско-китайского пограничного железнодорожного Соглашения от 1951 г. Кроме того, подготовлен проект Договора между ОАО "РЖД" и МЖД КНР о взаимодействии при организации железнодорожных перевозок в международном сообщении.

Из перспективных задач, призванных способствовать повышению эффективности сотрудничества в области железнодорожного транспорта, можно выделить развитие взаимодействия с китайской стороной по вопросам оптимизации технологии работы железнодорожных погранпереходов, в том числе в части электронного обмена данными, а также проработку вопроса применения на территории КНР унифицированной накладной ЦИМ/СМГС.

На 2012 год запланирован пропуск демонстрационного поезда по маршруту Урумчи (КНР) – Берлин (Германия) с использованием впервые данной унифицированной накладной.

5. Повышение эффективности сотрудничества с международными организациями

Стратегическими принципами развития сотрудничества в рамках МСЖД как глобальной организации в ближайшей перспективе являются:

  • участие в формировании глобальной транспортной политики, единого мнения железных дорог мира по наиболее актуальным вопросам;
  • гармонизация и унификация норм и стандартов в области железнодорожной техники, инфраструктуры и технологий путем перевода стандартов, заложенных в памятках МСЖД на глобальный уровень.
  • участие в проектной деятельности международной организации, направленное на внедрение передовых технических решений для развития международных грузовых и пассажирских перевозок, а также высокоскоростных сообщений.

Основными задачами в формате сотрудничества с Организацией сотрудничества железных дорог (ОСЖД) являются сохранение и совершенствование системы соглашений и договоров, которая представляет собой основу всестороннего развития евроазиатских сообщений и сотрудничества железных дорог-членов практически по всем аспектам:

  • грузовым и пассажирским сообщениям (СМГС, СМПС),
  • правилам пользования вагонами (ПГВ, ППВ),
  • финансовым и расчетным вопросам,
  • тарифам (ЕТТ, МТТ),
  • кодированию и информатике и др.

Важнейшими задачами ОАО "РЖД" в КВТ ЕЭК ООН являются:

  • участие ОАО "РЖД" в реализации Совместного проекта ЕЭК ООН - ЭСКАТО ООН по развитию евроазиатских транспортных связей;
  • реализация геополитического и стратегического потенциала России в развитии связей Европа – Азия;
  • участие ОАО "РЖД" в развитии системы соглашений и конвенций ООН, касающихся железнодорожного транспорта. Тем самым осуществляется вклад в глобальную правовую гармонизацию железнодорожных систем;
  • участие ОАО "РЖД" в рабочей группе по разработке единого транспортного права.

Большое значение для ОАО "РЖД" имеет поддержание конструктивного диалога с руководителями транспортного блока Еврокомиссии и Европарламента с целью выработки ключевых условий эффективного функционирования железнодорожной системы.

Версия для печати
screenRenderTime=1