Управление дебиторской и кредиторской задолженностью

Дебиторская задолженность ОАО "РЖД", млрд руб.

 

2010

2011

+/-

%

Покупатели и заказчики всего, в т.ч.:

30,4

19,0

-11,4

62,6

за перевозку

14,4

3,1

-11,3

21,5

покупатели и заказчики

16,0

15,9

-0,1

99,4

Авансы выданные:

55,2

24,2

-31,0

43,9

в т.ч. капитальные вложения

17,6

13,8

-3,8

78,4

Социальное страхование и обеспечение

1,2

0,6

-0,6

49,4

Налоги и сборы

1,7

5,3

3,6

314,1

Расчеты с персоналом по оплате труда, по прочим операциям с подотчетными лицами

0,3

0,3

0,0

107,8

Прочие дебиторы

20,3

36,6

16,3

178,7

ВСЕГО

109,1

86,0

-23,1

78,8

Период оборота дебиторской задолженности по продажам

8,0

4,7

-3,3

58,6

Дебиторская задолженность

По итогам 2011 года дебиторская задолженность ОАО "РЖД" составила 86,0 млрд руб., со снижением к началу года на 23,1 млрд руб. (или на 21,2%), что связано, в основном, с уменьшением задолженности по авансам выданным на 31,0 млрд руб. (или на 56,1%) и покупателей и заказчиков на 11,4 млрд руб. (или на 37,5%).

Снижение задолженности в бухгалтерском балансе связано с проведением мероприятий по взысканию дебиторской задолженности в 2011 г., а также утверждением новой политики управления резервами (по сомнительным долгам), направленной на повышение достоверности отчетности.

Изменение резерва по сомнительным долгам составило 50,2 млрд руб.

Создание/восстановление резерва по сомнительным долгам в 2011 году, млрд руб.

Восстановленный резерв

Минздравсоцразвития (проезд льготных категорий граждан)

16,3

Пригородные Компании

1,3

Прочие, вт.ч. органы исполнительной власти субъектов, услуги ЖКХ, и др.

1,6

Итого восстановление из резерва по сомнительным долгам

19,2

Созданный резерв

Минздравсоцразвития (проезд льготных категорий граждан)

20,2

Пригородные Компании

22,8

Резерв в связи с форс-мажорными обстоятельствами в Ливии

24,6

Прочие, вт.ч. органы исполнительной власти субъектов, услуги ЖКХ, и др.

1,8

Итого создание резерва по сомнительным долгам

69,4

Влияние изменения резервов на финансовый результат

-50,2

Рост резерва по сомнительным долгам связан, в первую очередь, с неоплатой пригородными пассажирскими компаниями (ППК) оказываемых им услуг инфраструктуры и услуг аренды подвижного состава с экипажем (относятся к прочим видам деятельности), ввиду убыточной деятельности этих компаний. Причиной увеличения дебиторской задолженности пригородных пассажирских компаний является невыполнение субъектами обязательств по компенсации выпадающих доходов ППК от государственного регулирования тарифов (подробно – в разделе "Пассажирские перевозки в пригородном сообщении").

Вместе с тем, необходимо отметить, что в 2011 г. ОАО "РЖД" совместно с причастными министерствами и органами государственной власти проведена работа, в результате которой были утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета ОАО "РЖД" на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении, что позволило получить субсидию в 2011 г. в размере 25 млрд руб. и не допустить увеличения дебиторской задолженности ППК на эту сумму. В то же время указанная субсидия не покрыла в полном объеме разницу между основным и исключительным тарифом, в результате чего образовалась дебиторская задолженность ФАЖТ в размере 4,9 млрд руб.

Изменение дебиторской задолженности по пригородным пассажирским компаниям за 2011 г.

Наименование статей

Сумма долга, млрд руб.

Сальдо на начало, с учетом задолженности в резерве

12,6

в т.ч. задолженность в резерве

1,3

Убыток убыточных ППК

6,5

Разница между доходами от услуг инфраструктуры и полученными субсидиями

4,9

Прочие факторы изменения ДЗ ППК

-0,5

Сальдо на конец, с учетом задолженности в резерве

23,5

в т.ч. задолженность в резерве

22,8

Одной из проблем остается задолженность Минздравсоцразвития за перевозки льготных категорий граждан в пригородном сообщении, которая нарастающим итогом с 2006 года по состоянию на 01.01.2012 г. составила 20,2 млрд руб.

Дебиторская задолженность Минздравсоцразвития на 31.12.2011 г.

Год возникновения задолженности

Сумма долга, млрд руб.

2006 г.

5,0

2008 г.

4,3

2009 г.

7,0

2010 г.

1,8

2011 г.

2,1

Итого на 31.12.2011 г.

20,2

в т.ч. 2006-2008 гг.

9,3

Дебиторская задолженность по авансам выданным снизилась к началу года на 31,0 млрд руб. (-56,1%) и составила 24,2 млрд руб., что связано с:

  • созданием резерва по сомнительным долгам по филиалу ОАО "РЖД" в Ливии на общую сумму 22,7 млрд руб. (из них по договору субподряда с Зарубежстройтехнологией на 21,4 млрд руб.; по договору поставки щебня с Fast Train на 1,3 млрд руб.);
  • заключением трехстороннего соглашения между ОАО "РЖД", ОАО "ФПК" и ОАО "Тверской вагоностроительный завод" к договору поставки пассажирских вагонов габарита РИЦ о переходе всех прав и обязанностей по договору первоначального покупателя (ОАО "РЖД") к новому покупателю (ОАО "ФПК"), в связи с заменой стороны по договору и отражением задолженности в сумме 6,4 млрд руб. в составе прочих дебиторов;
  • фактическим снижением авансов выданных к концу 2011 г. на 2,8 млрд руб.

Задолженность по налогам и сборам составила 5,3 млрд руб., с увеличением к началу года на 3,6 млрд руб., в связи со значительным объемом работ по инвестиционной программе ОАО "РЖД" в 4 квартале 2011 г., по которым в текущем периоде не был предъявлен НДС к возмещению. Данная задолженность является текущей и будет возмещена в 1 квартале 2012 г.

Прочая дебиторская задолженность составила 36,6 млрд руб. (с увеличением к началу года на 16,3 млрд руб., или на 78,7%).

Расшифровка прочей дебиторской задолженности на 31.12.2011 г., млрд руб.

Задолженность по взносу в уставные капиталы ДЗО

11,7

ОАО "ФПК" (дополнительная эмиссия имуществом в декабре 2012 г.)

10,4

ЗАО "ЮКЖД" (плановый взнос в уставный капитал, согласно концессионному договору)

1,3

По договорам в пользу сторонних организаций, в т.ч. с ДЗО (агентские договоры, договоры комиссии, согласно типовым условиям расчетов)

5,2

ОАО "Желдорреммаш"

1,9

ОАО "ВРК-1"

0,7

ОАО "ВРК-2"

0,3

ОАО "ВРК-3"

0,3

ОАО "Новосибирский стрелочный завод"

0,3

Прочие

1,7

Займы выданные (ЗАО "Желдорипотека", целевой займ до 2021 г.))

3,4

Проценты к получению (по договорам займа с ОАО "Скоростные магистрали", ОАО "КИТ Финанс Инвестиционный банк" и др.)

1,0

Страховые премии

0,6

ОАО "ФПК" (по соглашению о переуступке прав и обязанностей по договору поставки пассажирских вагонов габарита РИЦ с ОАО "Тверской вагоностроительный завод") – переклассификация задолженности из авансов выданных

6,4

ФГУП "ЕГЗ федерального агентства ЖТ" (строительство ж.д. линии Беркакит-Томмот-Якутск)

4,0

Прочая задолженность

4,3

Итого задолженность

36,6

Кредиторская задолженность ОАО "РЖД", млрд руб.

 

2010 2011 +/- %

Задолженность перед поставщиками и подрядчиками

106,7

152,5

45,8

142,9

Задолженность перед персоналом по оплате труда и операциям с подотчетными лицами

15,0

13,9

-1,1

92,7

Задолженность по социальному страхованию и обеспечению

4,6

6,2

1,6

134,8

Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам

11,1

25,5

14,4

229,7

Авансы полученные по прочим операциям

24,3

17,9

-6,4

73,7

Предварительная оплата перевозок

62,1

70,6

8,5

113,7

Акционеры по выплате доходов

0,0

0,0

0,0

-

Прочая кредиторская задолженность

33,1

12,8

-20,3

38,7

ВСЕГО

256,9

299,4

42,5

116,5

Период оборота кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками

29,1

34,4

5,3

118,2

Кредиторская задолженность

Кредиторская задолженность увеличилась к началу года на 42,5 млрд руб. При этом задолженность перед поставщиками и подрядчиками выросла на 45,8 млрд руб., по авансам, полученным за перевозки – на 8,5 млрд руб. (за счет привлечения средств клиентов под перевозку января), задолженность по налогам и сборам - на 14,4 млрд руб. Существенное снижение произошло по прочей кредиторской задолженности на 20,3 млрд руб., по авансам полученным по прочим операциям – на 6,4 млрд руб.

Увеличение задолженности по поставщикам и подрядчикам обусловлено ростом операционных и инвестиционных затрат с учетом действующего порядка расчетов с контрагентами, а также объемами работ, актирование которых произошло в декабре 2011 г.

Авансы полученные (кроме перевозок) по состоянию на конец отчетного года составили 17,9 млрд руб., из них на строительство железнодорожной линии  (Ливия) – 13,6 млрд руб. Снижение к началу года на 6,4 млрд руб. произошло за счет закрытия авансов за продажу вагонов в 2010 г. Авансы, полученные под перевозки января 2012 г. составили 70,6 млрд руб., с увеличением к началу года на 8,5 млрд руб. (или на 13,7%). Период оборота авансов, полученных по перевозкам, составил 20,5 дня, с увеличением к предыдущему году на 1,9 дня.

Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам составила 25,5 млрд руб. Рост задолженности к началу года на 14,4 млрд руб. связан с увеличением текущей задолженности по налогу на прибыль, в связи с продажей пакета акций ОАО "ПГК" в декабре 2011 г.

Из прочей кредиторской задолженности по состоянию на 31.12.2011 г. наиболее существенными являются расчеты по агентским договорам с ОАО "ПГК", ОАО "ВГК" за предоставление грузовых вагонов в пользование – 4,7 млрд руб., полученная предоплата за продажу акций ОАО "ТрансКредитБанк" - 1,7 млрд руб. Снижение к началу года на 20,3 млрд руб. связано с погашением задолженности по приобретению финансовых вложений  по взносам в уставные капиталы ДЗО.

Версия для печати
screenRenderTime=1