Закупочная деятельность и работа по оптимизации расходов

В Компании непрерывно реализуется работа в области управления издержками. Основной показатель, характеризующий эффективную работу Компании в данном направлении – это соотношение динамики изменения себестоимости железнодорожных перевозок в сравнении с ключевыми макроэкономическими ценовыми индикаторами – индексом потребительских цен и индексом цен производителей промышленной продукции.

Ежегодно динамика себестоимости перевозок (в коп./10 прив. ткм.) оказывается значительнее ниже уровня роста цен в стране. Так, при росте цен в промышленности (за исключением 2009 года) на уровне 15-20% в год рост себестоимости не превышает 5-11%, что в 2-3 раза ниже. Также рост себестоимости ни разу не превысили порог среднегодового уровня потребительской инфляции – индекса потребительских цен.

Железнодорожный транспорт является одной из фондоемких отраслей национальной экономики и важнейшей составной частью производственной инфраструктуры Российской Федерации.

Вместе с тем компания находится и под ценовым давлением со стороны поставщиков продукции, основная часть которых представлена монополистами и олигополистами, что затрудняет воздействие на них обычных рыночных механизмов спроса и предложения. В этой связи, для достижения финансовой сбалансированности деятельности, ОАО "РЖД" ведет постоянную работу по сдерживанию темпов роста цен, а также их снижению, на потребляемую продукцию (услуги) в условиях складывающейся конъюнктуры рынка.

На Комиссии ОАО "РЖД" по ценам, рассматривающей стоимости наиболее важной для Компании продукции, в 2011 году были проверены 7000 наименований, часть из которых были признаны необоснованными или завышенными по сравнению с рыночной динамикой.

Среднее снижение цен от предложений таких поставщиков составило от 5 до 25%. Учитывая, что данная продукция используется как для реализации инвестиционной программы ОАО "РЖД", так и для реализации программ ремонта, это позволило выполнить программы в запланированных объемах.

По другим отдельным номенклатурным группам рост составил: запасные части локомотивов – 3,7%, запасные части вагонов – 6,6%, электротехническая продукция – 3,3%, лесопиломатериалы – 4,1%, подшипники – 5%, материалы верхнего строения пути – 7,2%. Это значительно ниже рыночной динамики, где рост составил - 14,3% (индекс цен производителей по РОССТАТ за 2011 год).

ОАО "РЖД" является одним из крупнейших потребителей дизельного топлива на внутреннем рынке Российской Федерации.

Анализ ценовой конъюнктуры российского рынка нефтепродуктов показывает значительную корреляцию с западноевропейским рынком. Однако стоит отметить, что в зимний период наблюдается рост цен на зимнее дизельное топлива темпами, опережающими мировые цены.

Несмотря на продолжающийся рост цен, ОАО "РЖД" демонстрирует высокую эффективность закупочной политики (ТЭР приобретаются по ценам ниже рыночных и на условиях отсрочки платежа до 30 дней). Все крупнейшие вертикально интегрированные нефтяные Компании осуществляют поставку нефтепродуктов по прямым договорам или посредством своих операторов (ОАО "Лукойл" - оператор ООО "Ресурс трейдинг", ОАО "Сургутнефтегаз" в лице ООО "Сургутекс").

Подобный порядок закупки позволяет сократить суммарные затраты ОАО "РЖД" на приобретение нефтепродуктов и получить минимальную конечную стоимость.

Например, по итогам 2010 года средняя цена закупки дизельного топлива для нужд ОАО "РЖД" составила 18,2 тыс. руб./тн[1], или на 4,1% ниже среднерыночной цены (19 тыс. руб./тн29), что позволило Компании сэкономить более 2,1 млрд рублей29.

По итогам 2011 года достигнута большая экономия денежных средств по дизельному топливу (в размере порядка 3 млрд руб.29 или 4,48% от рыночного уровня).

При этом стоит отметить устойчивую динамику роста экономии денежных средств в 2009-2011 годах, за этот период экономия оценивается более чем в 6 млрд руб.

Наряду с экономией закупочных цен, компания ведет планомерную работу по снижению удельного расхода электроэнергии и дизельного топлива на тягу поездов.

По уровню энергопотребления на тягу поездов компания соответствует мировым показателям, а по эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в пассажирском движении превышает европейские.

Экономия расходов за последние 3 года в связи с сокращением удельных норм в электротяге оценивается в сумме 0,6 млрд руб., в теплотяге – в 2,3 млрд руб.

Компания "Российские железные дороги" самым активным образом включилась в работу по выполнению Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности".

Утверждена Программа мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности холдинга "Российские железные дороги", внедрена автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии, что позволит Компании полностью выполнить требования закона об энергосбережении, касающиеся приборного учета потребляемой и передаваемой электрической энергии.

Реализуется ряд проектов по внедрению светодиодных систем освещения различных объектов и оптических систем в железнодорожной автоматике. В результате снижение потребления электроэнергии на объектах внедрения составило до 60%.

Осуществляется перевод пассажирских поездов на энергооптимальные графики движения за счет возможностей системы автоведения. Графики внедряются на всех основных пассажирских направлениях, что позволяет дополнительно экономить энергетические ресурсы Компании.

Закупочная деятельность

Основной целью оптимизации закупочной деятельности ОАО "РЖД" и основным показателем эффективности работы является минимизация материальных затрат при соблюдении заданных уровня качества продукции, сроков выполнения поставок и гарантирования устойчивости объемов их производства. Вышеуказанные цели были достигнуты ОАО "РЖД" в 2011 г. путем обеспечения взаимодействия с поставщиками материальных ресурсов на конкурсной основе.

Исходя из нужд ОАО "РЖД" (филиалов ОАО "РЖД") и для осуществления эффективного взаимодействия с поставщиками при проведении каждой процедуры размещения заказа были определены:

  • способ размещения заказа,
  • обязательные и квалификационные требования к участникам процедуры размещения заказа,
  • технические требования к закупаемому товару, в том числе соответствие его
    • нормативным требованиям,
    • функциональные характеристики (потребительские свойства),
    • количественные характеристики,
    • качественные характеристики (в том числе характеристики по надежности, гарантийным обязательствам),
  • начальная (максимальная) стоимость товара,
  • критерии оценки качества и эффективности закупочной деятельности,
  • существенные условия договора, которые позволили выбрать лучших поставщиков.

Победителями по проведенным процедурам размещения заказов были признаны участники, предложившие лучшие условия исполнения контрактов. При этом в ходе проведения процедур размещения заказов со стороны ОАО "РЖД" в полном объеме исключены субъективность и дискриминационный подход, что позволило расширить круг участников конкурсных процедур (для открытых процедур).

Также, в целях обеспечения информационной открытости закупочной деятельности ОАО "РЖД" размещение информации о процедурах размещения заказов осуществлялось на официальном сайте ОАО "РЖД", зарегистрированном в качестве средства массовой информации, и официальных сайтах филиалов ОАО "РЖД" (при наличии), а также на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Исходя из вышеизложенного, обеспечение в 2011 г. взаимодействия с поставщиками на конкурсной основе позволили ОАО "РЖД":

  • расширить круг участников процедур;
  • значительно снизить цены на предлагаемую участниками торгов продукцию;
  • сэкономить денежные средства Компании (в 2011 году экономия денежных средств составила 4,13 млрд руб.);
  • обеспечить соответствие качества закупаемой продукции нормативным требованиям и гарантированность устойчивости объемов ее производства.

В 2011 году Компанией проводится комплексная работа по выполнению поручения Президента Российской Федерации Медведева Д.А. от 2 апреля 2011 года № 846пр касательно снижения материальных расходов госкомпаний в реальном выражении на 10% в год. В рамках исполнения поручения были проведены переговоры со всеми поставщиками, которым предложено снизить цены на поставляемую для нужд ОАО "РЖД" продукцию.

С учетом наблюдавшейся в 2011 году отрицательной динамики цен, в частности на рынке черной и цветной металлургии, снижены цены на многие виды закупаемых товаров, как отраслевого назначения, так и общерыночной продукции.

Абсолютная динамика оптовых цен российских производителей и средних закупочных цен ОАО "РЖД" на дизельное топливо в 2010-2011 гг., тыс. руб./т[2]

Слайд 4 финансы

Абсолютная динамика оптовых цен российских производителей и средних закупочных цен ОАО "РЖД" на мазут в 2010-2011 гг., тыс. руб./т30

Слайд 5 финансы

В целях обеспечения предприятий ОАО "РЖД" материально-техническими ресурсами в запланированные сроки и с гарантированным качеством проводится работа по переходу на долгосрочные договоры (до 3-х лет) по поставкам материально-технических ресурсов для нужд ОАО "РЖД".

В 2011 году проведены следующие мероприятия по переходу к заключению долгосрочных договоров:

  • Сформирован и утвержден перечень стратегической номенклатуры, влияющей на устойчивую работу ОАО "РЖД".
  • Определены группы продукции, по которым целесообразно заключить долгосрочные договоры.
  • Разработана новая конкурсная документация.
  • Проведены открытые конкурсы на поставку продукции в период 2012 – 2014 гг.
  • Подписаны долгосрочные соглашения на производство и поставку для нужд Компании элементов скреплений верхнего строения пути.

[1] Цены указаны с учетом НДС

[2] Цены указаны с учетом НДС

Версия для печати
screenRenderTime=1