Финансово-экономические результаты

  • Улучшены производственные параметры: погрузка по отношению к 2010 году увеличена на 3,0% и составила 1 241,5 млн тонн; грузооборот возрос на +8,1% к 2010 году и составил 2 704,8 млрд т-км
  • По всем видам перевозочной деятельности доходы достигли 1,1 трлн. рублей, а уровень прошлого года превышен на 2,8%.
  • За счет удержания роста себестоимости и увеличения доходов компания перевыполнила плановое задание по прибыли от продаж, которая достигла 72,8 млрд руб.
  • Инвестиционный бюджет Компании превысил объем 2010 г. на 25% и составил 396,3 млрд руб. В результате, выполнение инвестиционной программы составило 395,4 млрд руб. (99,8% от плана).
  • Себестоимость железнодорожных перевозок в 2011 году составила 369,4 коп./10 прив. ткм., что ниже уровня 2010 года на 0,8%, рост себестоимости перевозок в сопоставимых условиях составил менее 7%, что ниже среднегодовой инфляции (8,4%), и в два с половиной раза ниже роста цен в промышленности в 2011 году (17,3%).
  • По итогам работы за 2011 год фактическая среднесписочная численность по перевозкам снижена к прошлому периоду на 73,8 тыс. человек или на 8,2%.
  • Наибольшее снижение численности, более 80%, достигнуто за счет создания дочерних и зависимых обществ. Однако, в течение года проводилась работа по оптимизации численности на 1,5%, что позволило дополнительно высвободить 10 тыс. человек.
  • Среднемесячная заработная плата работников, занятых на перевозках, составила 33 485 руб. с ростом на 13,8% к 2010 году. В реальном исчислении (с учетом инфляции) заработная плата возросла на 5,0%, а производительность достигла 3 808,8 тыс. прив.ткм/чел., что к прошлому году в сопоставимых условиях составило 108,7%, без учета сопоставимости - 117,5%.
  • ОАО "РЖД" является одной из немногих компаний, где на протяжении ряда лет сохраняется экономически обоснованное соотношение по опережающим темпам роста производительности труда над темпами роста реальной заработной платы.
  • Совокупный эффект от структурного реформирования в 2011 году превысил 175 млрд руб. Так, в 2011 году от продажи акций дочерних компаний ОАО "РЖД" получено 149,3 млрд руб., в том числе был продан контрольный пакет акций дочерней Компании ОАО "РЖД" – ОАО "ПГК" за рекордную сумму 125,5 млрд руб., а также завершены процедуры по продаже дочерних обществ ОАО "ЭЛТЕЗА" (50% минус 2 акции) и ОАО "ТрансКредитБанк" на общую сумму более 20 млрд руб. Поступления дивидендов от дочерних и зависимых обществ превысили 20 млрд руб.
  • Состояние ликвидности в 2011 году характеризуется стабильными финансовыми показателями, что подтверждает высокое качество управления оборотным капиталом холдинга РЖД и улучшает позиции Компании с точки зрения оценки риска со стороны инвесторов:
    • период оборота дебиторской задолженности улучшилась к 2010 г. почти в 2 раза и составила 4,7 дня. Доля просроченной дебиторской задолженности составила лишь 1,1% от общего объема обязательств (на уровне прошлого года);
    • период оборота кредиторской задолженности составил 34 дня, что полностью соответствует договорным условиям. Доля просроченной кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками сократилась к началу года вдвое и составила менее 0,5% от общего объема задолженности;
    • период оборота запасов составил 73,7 дня, со снижением к уровню предыдущего года на 2,7 дня, что свидетельствует о повышении эффективности управления материально-производственными запасами.
  • В 2011 году состоялось размещение нового выпуска еврооблигаций в объеме 650 млн фунтов стерлингов на срок 20 лет, позволившего выйти на рынок сверхдлинных заимствований в фунтах стерлингов.
  • В целом за 2011 год ОАО "РЖД" добилось значительного снижения стоимости заемного капитала. Так по состоянию на начало 2011 года средневзвешенная ставка по кредитному портфелю составляла 8,66% годовых; по состоянию на конец 2011 года данный показатель составил 7,33% - таким образом, снижение стоимости заимствований составило более 1,3 процентных пункта (экономия порядка 4,5 млрд руб.).

В результате, чистая прибыль по итогам 2011 года составила 16,8 млрд рублей, с перевыполнением плана 5,7 млрд руб. и снижением к уровню прошлого года на 58,0 млрд рублей. Снижение к прошлому году сложилось по следующим причинам:

1.Снижение прибыли от продаж на 38,1 млрд рублей, в основном, вследствие выхода высокодоходной тарифной составляющей - окончательной передачи грузовых вагонов инвентарного парка в созданную дочернюю компанию ОАО "ВГК", выделения высокорентабельных видов ремонта вагонов и пр.;

2. Снижение результата от прочих доходов и расходов на 11,2 млрд рублей, что, в основном, связано со снижением по сравнению с 2010 г. размера бюджетных ассигнований.

Показатель

Ед. изм.

2010

2011

Изменения 2011 к 2010

план

факт

+/-

%

+/- к плану

Всего доходов

млрд руб.

1195,1

1266,00

1288,3

+93,2

+7,8%

+22,3

Доходы от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги

млрд руб.

1079,3

1099,50

1109,1

+29,8

+2,8%

+9,6

грузовые перевозки

млрд руб.

936,2

994,6

1003,1

+66,9

+7,1%

+8,5

предоставление услуг инфраструктуры

млрд руб.

88,4

87,1

87,2

-1,2

-1,4%

+0,1

предоставление услуг локомотивной тяги

млрд руб.

11,8

10,5

11,4

-0,4

-3,4%

+0,9

пассажирские перевозки:

млрд руб.

42,9

7,3

7,4

-35,5

-82,8%

+0,1

дальнее следование

млрд руб.

29,1

7,3

7,4

-21,7

-74,6%

+0,1

пригородное сообщение

млрд руб.

13,8

0

0

-13,8

Х

+0,0

Доходы от прочих видов деятельности

млрд руб.

115,8

166,5

179,2

+63,4

+54,7%

+12,7

Всего расходов

млрд руб.

1 084,2

1215,1

1215,5

131,3

+12,1%

-0,4

Расходы от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги

млрд руб.

986,4

1058,7

1050,8

+64,4

+6,5%

-7,9

грузовые перевозки

млрд руб.

796,1

954,5

933,2

+137,1

+17,2%

-21,3

предоставление услуг инфраструктуры

млрд руб.

86,2

88,2

102,2

+16,0

+18,6%

+14,0

предоставление услуг локомотивной тяги

млрд руб.

8,8

8,2

8,4

-0,4

-4,5%

+0,2

пассажирские перевозки:

млрд руб.

95,3

7,8

7,0

-88,3

-92,6%

-0,8

дальнее следование

млрд руб.

52,2

7,8

6,9

-45,3

-86,8%

-0,9

пригородное сообщение

млрд руб.

43,1

0,0

0,1

-43,1

-99,8%

+0,1

Расходы от прочих видов деятельности

млрд руб.

97,8

156,4

164,7

+66,9

+68,4%

+8,3

Всего прибыль от продаж

млрд руб.

110,9

50,9

72,8

-38,1

-34,4%

+21,9

Прибыль по перевозкам, услугам инфраструктуры и локомотивной тяги

млрд руб.

92,9

40,8

58,3

-34,6

-37,2%

+17,5

грузовые перевозки

млрд руб.

140,1

40,1

69,9

-70,2

-50,1%

+29,8

предоставление услуг инфраструктуры

млрд руб.

2,2

-1,1

-15,0

-17,2

-781,8%

-13,9

предоставление услуг локомотивной тяги

млрд руб.

3,0

2,3

3,0

0,0

0,0%

+0,7

пассажирские перевозки:

млрд руб.

-52,4

-0,5

0,4

+52,8

X

+0,9

дальнее следование

млрд руб.

-23,1

-0,5

0,5

+23,6

X

+1,0

пригородное сообщение

млрд руб.

-29,3

0,0

-0,1

+29,2

-99,7%

-0,1

Прибыль от прочих видов деятельности

млрд руб.

18,0

10,1

14,5

-3,5

-19,4%

+4,4

Себестоимость перевозок

коп./10 прив.ткм

372,2

377,9

369,4

-2,8

-0,8%

-8,5

Результат от прочих доходов и расходов

млрд руб.

15,0

3,7

3,8

-11,2

-74,7%

+0,1

Прибыль до налогообложения

млрд руб.

125,9

54,6

76,6

-49,3

-39,2%

+22,0

Чистая прибыль

млрд руб.

74,8

11,1

16,8

-58,0

-77,5%

+5,7

Версия для печати
screenRenderTime=10