Перспективы развития железнодорожной инфраструктуры

В 2011 году также продолжалась реализация ранее начатых проектов, направленных в первую очередь на увеличение пропускной способности лимитирующих участков железнодорожной сети и ликвидацию узких мест.

Основные объемы инвестиций были направлены на такие проекты как:

Слайд 3 инвестиции

Краткая информация о вводе основных фондов

Слайд 4 инвестицииВ целом за год компанией введено в эксплуатацию 186,9 км вторых путей, 156,4 км станционных путей, 153,9 км электрификации. Указанные показатели за 2010 и 2011 годы представлены на диаграмме.

Кроме того, в течение года комплексно реконструировано более 2 710 км железнодорожных путей, 434 км контактной сети, 437,7 км автоблокировки, 773 стрелка ЭЦ, 10 тяговых подстанции, 1 865 км магистральных кабельных линий связи. Данные показатели за 2010 и 2011 годы представлены на диаграмме.

Слайд 5 инвестиции

С учетом проведенных мероприятий, реализация которых предусматривалась в рамках инвестиционного бюджета, улучшены следующие показатели:

  • за счет выполненных объемов реконструкции (модернизации) железнодорожного пути в 2011 году увеличен полигон движения пассажирских и грузовых поездов до 140 км/ч и более по отношению к показателям 2010 года на 0,5% и 22,6% соответственно;
  • за счет выполненных объемов реконструкции (модернизации) железнодорожного пути снижено количество "неудовлетворительных" километров с 599 в 2010 году до 509 км в 2011 году;
  • за счет выполнения объемов работ по обновлению и модернизации технических средств ЖАТ в 2011 году уменьшилось количество отказов технических средств по отношению к показателям 2010 года на 7,9%, повысился уровень определения предотказного состояния устройств СЦБ;
  • за счет приобретения тягового подвижного состава в объеме 453 единицы достигнута экономия эксплуатационных расходов в объеме 1389,6 млн рублей от снижения количества отказов технических средств, затрат на топливно-энергетические ресурсы и количества проведения ТО и ТР;
  • за счет выполнения объемов по обновлению основных фондов вагонного хозяйства в 2011 году снижено количество отказов технических средств на 28% по отношению к показателям 2010 года, а также увеличена на 26 км протяженность гарантийных участков безостановочного движения поездов к 2010 году;
  • за счет выполнения объемов по обновлению основных фондов хозяйства электрификации и электроснабжения в 2011 году снижено количество отказов технических средств на 24,2% по отношению к показателям 2010 года, а также под скоростной режим движения поездов 160 км/ч реконструировано 400 км развернутой длины контактной сети, для организации скоростного и высокоскоростного пассажирского движения обновлено под скорость 200км/ч – 49,4 км контактной сети, ликвидировано 4 лимитирующих зоны общей протяженностью 142 км на Восточном полигоне.

Обновление подвижного состава

Мероприятия Компании по обновлению подвижного состава, прежде всего, направлены на уменьшение уровня износа техники, а также повышение уровня производительности и безопасности работы подвижного состава.

На обновление и закупку подвижного состава в целом по ОАО "РЖД" в 2011 году направлено 66,4 млрд рублей, в том числе на обновление:

  • тягового подвижного состава 50,8 млрд рублей;
  • моторвагонного подвижного состава 14,5 млрд рублей;
  • грузового подвижного состава 0,5 млрд рублей;
  • пассажирский подвижной состав 0,5 млрд рублей.

По результатам года поставлено 453 ед. тягового подвижного состава(+15,3% к 2010 г.) на 37,02 млрд рублей, в том числе:

1. 286 ед. электровозов, из них

  • пассажирских – 105 ед. (ЭП1М, П – 65 ед. и ЭП2К – 40 ед.) на 7,16 млрд рублей;
  • грузовых – 181 ед. (2ЭС5К/3ЭС5К - 90 ед.; 2ЭС4К – 17 ед.; 2ЭС6 – 63 ед., 2ЭС10-11 ед) на 19,96 млрд рублей.

2. 167 ед. тепловозов, из них

  • грузовых – 32 ед. (2ТЭ25А – 7 ед. и 2ТЭ116У – 25 ед.) на 4,5 млрд рублей;
  • пассажирских – 21 ед. (ТЭП70БС – 21 ед.) на 1,36 млрд рублей;
  • маневровых – 114 ед. (ТЭМ7А – 23 ед. и ТЭМ18Д – 91 ед.) на 4,04 млрд рублей.

При этом, в 2011 году компанией приобретен принципиально новый тяговый подвижной состав, такой как грузовой электровоз серии 2ЭС10 с асинхронным тяговым приводом (в количестве 11 единиц) и грузовой тепловоз серии 2ТЭ25А (в количестве 7 единиц).

В соответствии с договорами финансовой аренды (лизинга) в 2011 году выполнен плановый выкуп 838 вагонов моторвагонного подвижного состава по остаточной стоимости на сумму 2,9 млрд рублей.

Также, согласно обязательствам по договорам финансовой аренды (лизинга) в 2011 году на выкуп 296 ед. пассажирского подвижного состава нап равлено 0,006 млрд рублей.

На обновление грузового подвижного состава в рамках инвестиционного бюджета 2011 года затрачено 0,5 млрд рублей, из которых на модернизацию направлено 0,2 млрд рублей и на выкуп 7 852 ед. подвижного состава в соответствии с договорами финансовой аренды – 0,3 млрд рублей.

Обновление парка тягового подвижного состава, %

Слайд 6 инвестиции

Реализация проектов за счет средств внешних инвесторов

Слайд 7 инвестицииВ целом объем средств, вложенных внешними инвесторами в развитие железнодорожного транспорта в 2011 году, составил 1,2 млрд рублей.

В 2011 году проведена работа по привлечению средств внешних инвесторов для реализации проектов развития станций примыкания путей необщего пользования предприятий. За указанный период внешними инвесторами профинансировано проектов развития станций на сумму 1,1 млрд рублей. В рамках данных средств реализованы следующие мероприятия:

  • "Присоединение железнодорожной ветки необщего пользования Межрегионального хранилища Банка России в г.Краснодаре Северо-Кавказской ж.д." за счет средств Центрального банка Российской Федерации в размере 0,12 млрд рублей;
  • "Реконструкция станции Тоннельная Северо-Кавказской ж.д." за счет средств ОАО "Верхнебаканский цементный завод" в сумме 0,06 млрд рублей;
  • "Примыкание пути необщего пользования ОАО "СибурТюменьГаз" на ст.Ноябрьск-2 Свердловской ж.д." за счет средств ОАО "СИБУР-Транс" в размере 0,14 млрд рублей;
  • "Технологическое присоединение путей необщего пользования ООО "РЭЙЛ ИНВЕСТ" к инфраструктуре Забайкальской ж.д." за счет средств ООО "РЭЙЛ ИНВЕСТ" в размере 0,08 млрд рублей;
  • "Реконструкция станции Балаково Приволжской ж.д." за счет средств ЗАО "Северсталь-сортовой завод Балаково" в размере 0,13 млрд рублей.

Также ОАО "РЖД" привлечены средства страховых компаний для реализации мероприятий по повышению безопасности перевозок на сумму 0,09 млрд рублей.

Внедрение системы управления инвестиционными проектами

Во исполнение раздела I п. 22 протокола заседания Правления ОАО "РЖД" от 27 августа 2009г, а также поручения президента ОАО "РЖД" В.И.Якунина от 3 марта 2010г. № ПП-19 о внедрении единой системы управления инвестиционными проектами, включая разработку и утверждения регламентов проектного управления и создание института проектных офисов, в Компании разработаны механизмы и нормативные документы о внедрении единой системы управления инвестиционными проектами.

Основной задачей проектно управления является обеспечение координации действий всех участников проекта с целью достижения его результатов. При этом важнейшим критерием качества проектного управления является достижение всех целевых показателей проекта при установленном ограничении ресурсов.

Особенно важен проектный подход для крупных комплексных проектов, которые в силу ряда причин часто реализуются по частям несколькими отдельными подразделениями.

Поэтому перед компанией стоит задача внедрить и освоить единый порядок управления проектами исходя из принципов:

  • персонификации ответственности за достижение целевых показателей проекта;
  • специализации деятельности по управлению проектами путем создания проектных офисов;
  • стандартизации процедур управления инвестиционными проектами путем ведения единых регламентов;
  • сквозного планирования полного объема работ и всех расходов, необходимых для достижения целей проекта.

В 2011 году запущены "пилотные" инвестиционные проекты с применением системы проектного управления:

  • на уровне центрального аппарата ОАО "РЖД" ("Организация перевозок пассажиров электропоездами нового поколения Desiro RUS" и "Освоение перспективных объемов перевозок на участке Тайшет - Комсомольск-на-Амуре – Сов. Гавань на период до 2020 г.");
  • на уровне железных дорог ("Организация ускоренного движения на участке Москва пассажирская – Смоленская – Усово поездами типа "Аэроэкспресс" - на Московской железной дороге; "Реконструкция путевой инфраструктуры на направлении Александров – Ярославль Главный" - на Северной железной дороге; "Развитие железнодорожной инфраструктуры для обеспечения транспортного обслуживания ХХУП Всемирной летней универсиады – 2013 года (без учета строительства железнодорожной линии до аэропорта)" - на Горьковской железной дороге).

По данным проектам подготовлены и приняты все устанавливающие документы, назначены руководители проектов, сформированы проектные офисы, разработаны паспорта, бюджеты и календарные планы.

Проектными офисами ведется мониторинг реализации проектов с необходимым анализом промежуточных результатов и анализом отклонений от первоначально установленных параметров и прогнозом влияния таких отклонений на конечные результаты проектов. Руководителями проектов рассматриваются отчеты проектных офисов, на основании которых принимаются решения по проектам.

Наиболее активными участками работы среди проектных офисов являлись:

проект "Организация перевозок пассажиров электропоездами нового поколения Desiro RUS".

По данному проекту в рамках проектного офиса проведена технико-экономическая оценка эффективности внедрения на сети электропоездов Desiro RUS, закупаемых в соответствии с подписанными контрактами (54 поезда) для обслуживания Олимпийских и Паралимпийских игр в г. Сочи в 2014 году, а также планируемых к производству с локализацией на территории Российской Федерации (1200 вагонов).

Кроме того, в активной стадии находятся процессы строительства деповской инфраструктуры для обслуживания поездов Desiro RUS, на Северо-Кавказской и Московской железных дорогах. По проекту "Освоение перспективных объемов перевозок на участке Тайшет - Комсомольск-на-Амуре – Сов. Гавань на период до 2020 г." выполнено Обоснование инвестиций "Освоение перспективных объемов перевозок на участке Тайшет – Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань на период до 2020 года".

В работе выделены варианты развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона для целей освоения и продвижения грузо- и пассажиропотоков на полигоне на перспективу до 2015 года и 2020 года, сформирован перечень мероприятий по развитию инфраструктуры полигона с прогнозной оценкой потребных инвестиций по вариантам.

По итогам 2011 года в применении проектного управления были достигнуты следующие положительные результаты:

  • освоена практика четкого, однозначного определения целевых задач проектов и персонификация ответственности за их достижение;
  • освоена практика специализации деятельности по управлению проектами с помощью создания проектных офисов. Проектные офисы служат инструментом управления для Руководителя проекта. и обеспечивают коммуникационный ресурс и единообразие, прозрачность и системность информации по проекту, что сказывается на качестве принятия решений всеми его участниками;
  • стандартизация работы и практика формирования сводной информации для всех участников проекта. Формирование единых сводных графиков и бюджетов проекта позволяет получить реальною длительность и стоимость его реализации для Компании с учетом не только инвестиционных, но и всех других видов затрат. Подготовка регулярной единообразной отчетности повышает качество принятия координационных решений.

Данные результаты особенно видны в наиболее сложных проектах, где требуется координация большого числа участников и взаимоувязка большого числа разнородных задач и работ. Формирование стандартов взаимодействия участников проектов и утверждение перечня документов по проектному управлению позволило обеспечить руководителю проекта доступ ко всей информацию по проекту из единого источника.

Запуск сразу нескольких "пилотных" проектов на разных уровнях в 2011 году позволил начать формировать аналитическую и архивную базу по управлению проектами, что исключительно важно для становления проектного подхода в Компании.

Версия для печати
screenRenderTime=16