Охрана окружающей среды

Природоохранная деятельность в ОАО "РЖД" осуществляется в соответствии с документами:

  • Экологическая стратегия ОАО "РЖД" на период до 2015 г. и на перспективу до 2030 г., утвержденная распоряжением ОАО "РЖД" от 13.02.2009 г. № 293;
  • Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 г. № 877-р;
  • Стратегия инновационного развития ОАО "Российские железные дороги" на период до 2015 г. (Белая книга ОАО "РЖД").

ОАО "РЖД", являясь экологоориентированной компанией, применяет механизмы добровольной экологической ответственности. В период 2008-2010 годы внешней независимой организацией проведен экологический аудит 433 линейных предприятий филиалов ОАО "РЖД". В 2011 году 70 структурных подразделений 11 филиалов, обеспечивающих скоростной ход Москва – Санкт-Петербург, прошли добровольную сертификацию на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 14001.

В своей работе ОАО "РЖД" придает большое значение наличию в Компании системы управления природоохранной деятельностью, ее совершенствованию.

На всех 16 железных дорогах Компании функционируют Центры охраны окружающей среды, включающие экологические лаборатории. На данные Центры возлагаются функции организаторов по обеспечению экологической безопасности в филиалах Компании, расположенных в границах железной дороги. Главная их задача – осуществление единой экологической политики ОАО "РЖД" и контроля за соблюдением экологических стандартов и регламентов линейными предприятиями филиалов Компании. Особая роль отводится экологическим лабораториям, компетентность которых позволяет линейным предприятиям принимать упреждающие меры по повышению эффективности работы природоохранных объектов, не говоря уже о значимости экологических лабораторий при аварийных ситуациях.

В целях обеспечения экологической безопасности филиалами Компании на всех железных дорогах действуют Региональные комиссии ОАО "РЖД" по природоохранной деятельности.

В 2011 году разработаны Концепция развития системы управления природоохранной деятельностью холдинга "Российские железные дороги" и Программа перехода к целевому состоянию системы управления природоохранной деятельностью холдинга "Российские железные дороги" на 2012 – 2013 годы. Ввести в действие указанные документы планируется в 2012 году.

Основные показатели природоохранной деятельности ОАО "РЖД"

В рамках реализации Экологической стратегии ОАО "РЖД" за период 2008-2011 годы по сравнению с 2007 (базовым) годом выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников сократились на 45%, сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты снизились на 21%, образование отходов сократилось на 34%.

В 2011 году по сравнению с 2010 годом Компанией при росте грузооборота на 8% было достигнуто:

  • снижение выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников на 17,5%;
  • сокращение сбросов в водные объекты загрязненных сточных вод на 5,3%;
  • увеличение обезвреживания и использования в технологических процессах отходов на 17%.

Охрана атмосферного воздуха

Слайд 1 (охрана среды)В 2011 году выбросы вредных веществ в атмосферу составили 341,3 тыс. тонн, в том числе: от стационарных объектов 84,1 тыс. тонн, от передвижных источников 257,2 тыс. тонн, из которых выбрасывается: магистральными и маневровыми тепловозами – 191,9 тыс. тонн, автотранспортными средствами – 52,7 тыс. тонн, самоходным специальным подвижным составом – 12,6 тыс. тонн.

По сравнению с 2010 годом выбросы от стационарных объектов в 2011 году снизились на 17,8 тыс. тонн.

Слайд 2 (охрана среды)Сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников обеспечивается за счет строительства новых и реконструкции действующих котельных, перевода котельных на более экологически чистые виды топлива (газ, мазут), повышения эффективности сжигания топлива, внедрения электроотопления, ликвидации малодеятельных угольных котельных, реконструкции действующего и внедрения нового пылегазоулавливающего оборудования (циклонов).

Компанией принимаются меры по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу от угольных котельных. Используются более экологичные способы сжигания угля. Это – технология "кипящего слоя", которая позволяет снижать выбросы вредных веществ в атмосферу и уменьшать объемы образования отходов (шлака). Более 50 котлов угольных котельных переведены на эту технологию.

Слайд 3 (охрана среды)Внедряются системы отопления помещений тепловыми насосами, исключающие использование традиционных видов топлива и выбросы вредных веществ в атмосферу. Находят применение децентрализованные системы газового отопления производственных помещений.

При росте перевозочной работы и соответственно увеличении работы объектов инфраструктуры отмечается устойчивая динамика снижения выбросов в атмосферу от стационарных источников.Слайд 4 (охрана среды)

В соответствии с принятой Стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года в ОАО "РЖД" проводятся работы по использованию в качестве моторного топлива природного газа, который повышает экологичность перевозок.

В опытную эксплуатацию в 2011 г. переданы:

  • магистральный газотурбовоз ГТ-1, построенный на Воронежском локомотиворемонтном заводе и работающий на сжиженном природном газе, у которого вредные выбросы более чем в 5 раз ниже требований директивы ЕС 2012 г. к дизелям. Газотурбовоз (рис.4) стал примером использования отечественных, инновационных технологий. Мощность газотурбовоза 8300 кВт. В испытательной поездке газотурбовоз провел поезд рекордной массы – 16048 тонн одиночной тягой. Начата подготовка к разработке конструкторской документации для серийного производства.
  • 2 маневровых газотепловоза, созданных на базе серийных тепловозов ЧМЭ3, на которых проведены комплексные мероприятия по увеличению замещения дизельного топлива природным газом. Максимальное замещение дизельного топлива природным газом составляет 60%. Снижение токсичности выхлопных газов при работе на газодизельном режиме в 1,5 раза.

На Ярославском электровозоремонтном заводе изготовлены 6 двухдизельных маневровых тепловозов на базе тепловоза ЧМЭ3. По сравнению с серийными тепловозами данные тепловозы обеспечивает экономию топлива до 25%. Улучшены экологические показатели. Выбросы в атмосферу парниковых газов снижены на 15%, вредных веществ – на 40%. Также на заводе ведутся работы по созданию модернизированного маневрового тепловоза с тремя дизелями, позволяющими сэкономить еще до 8% топлива и, соответственно, снизить выбросы вредных веществ.

Использование и охрана водных ресурсов

Слайд 5 (охрана среды)С момента создания Компании использование воды на производственные нужды сократилось на 44%. Это достигнуто за счет внедрения водосберегающих технологий, систем оборотного водоснабжения, нормирования и приборного учета водопотребления.

Осуществляется массовое внедрение модульных компрессорных станций на воздушном охлаждении, исключающих использование воды. В 2011 году в вагонное хозяйство железных дорог поставлена 51 модульная компрессорная.

В 2011 году сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты составили 12,7 млн м3. По сравнению с 2010 годом их сброс сократился на 0,7 млн м3.

Снижение сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты осуществляется в основном за счет строительства и реконструкции канализационных очистных сооружений.

Представленная на рисунке 7 динамика снижения сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты в соотношении с грузооборотом в ОАО "РЖД" свидетельствует об эффективности принимаемых мер в области охраны водных ресурсов.

Слайд 6 (охрана среды)

Обращение с отходами производства и потребления

В 2011 году в филиалах ОАО "РЖД" образовалось 1,83 млн тонн отходов производства и потребления, что на 150 тыс. тонн меньше по сравнению с 2010 годом. Динамика снижения образования отходов представлена на рис.8.

Наибольшее количество отходов относится к V классу опасности (70% от всех образовавшихся отходах), отходы I и II класса опасности составляют менее 1%, III – 15%, IV – 15%.

В 2011 году в ОАО "РЖД" использовано и обезврежено 695,3 тыс. тонн отходов. Доля использования и обезвреживания отходов от общего их образования составила 38%.

Представленная ниже динамика снижения образования отходов в соотношении с грузооборотом в ОАО "РЖД" свидетельствует об эффективности принимаемых мер в области обращения с отходами.

Слайд 7 (охрана среды)

Соотношение образования отходов с грузооборотом в ОАО "РЖД"

В Научно-производственном центре по охране окружающей среды – филиале ОАО "РЖД" (г. Ярославль) действует установка по утилизации биологических, медицинских и нефтесодержащих отходов. В 2011 году обезврежено более 600 тонн таких отходов. Ведутся работы по модернизации производства по обезвреживанию отходов с увеличением производительности установки с последующим использованием образующегося тепла для отопления производственных помещений.

На станции Тагул Восточно-Сибирской железной дороги функционирует установка по утилизации отработанных деревянных шпал и нефтесодержащих отходов. В 2011 году утилизировано 52,3 тыс. штук таких шпал. Образующееся при работе установки тепло используется для отопления производственных помещений. Разработана проектно-сметная документация на вторую технологическую линию по утилизации отработанных деревянных шпал производительностью 1т/час, что позволит увеличить производительность установки в три раза. Проект будет реализован в 2012 году.

На обоих объектах для термической утилизации отходов применяются сертифицированные инсинераторы серии ИН-50 отечественного производства. Технология сжигания соответствует европейской Директиве ЕС 2000/76. Установки подобного типа применяются в России и за рубежом.

Отработанные деревянные шпалы в США, ЕС (Швеция, Германия) утилизируются также термическим способом.

Утилизация отработанных железобетонных шпал на установках типа КУШ-40 осуществляется в 5 путевых машинных станциях на 4 железных дорогах: Московская, Октябрьская, Свердловская, Южно-Уральская. В 2011 году переработано в щебень более 150 тыс. штук таких шпал.

На Юго-Восточной железной дороге переработано (измельчено) порубочных остатков от рубок ухода за защитными полосами на передвижных дробилках в количестве 3,2 тыс. тонн отходов.

Инвестиции в природоохранную деятельность

Природоохранные мероприятия в Компании выполняются в составе ежегодно реализуемых инвестиционных проектов: "Обеспечение экологической безопасности", "Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте", по техническому перевооружению ОАО "РЖД".

В рамках программы ресурсосбережения реализуется пилотный проект оборудования железнодорожного вокзала ресурсосберегающими технологиями "умный вокзал", проводятся большие работы по внедрению светодиодного освещения, систем прогрева тепловозов, автоматизированных центральных тепловых пунктов, энергооптимальных расписаний движения поездов, систем автоведения на локомотивах.

С момента создания Компании за период 2003-2011 годы на охрану окружающей среды только в соответствии инвестиционным проектом "Обеспечение экологической безопасности" израсходовано инвестиций более 3,9 млрд рублей. В 2011 году с учетом других инвестиционных проектов, имеющих экологическую составляющую, на охрану окружающей среды израсходовано более 1,9 млрд рублей

В рамках инвестиционного проекта "Обеспечение экологической безопасности" в 2011 году:

  • построено, реконструировано и введено в эксплуатацию 10 природоохранных объектов, в том числе 8 канализационных очистных сооружений.
  • приобретено 14 комплектов природоохранного оборудования доочистке сточных вод и обезвреживанию отходов производства;
  • приобретено 50 единиц приборов для экологических лабораторий;
  • поставлено на железные дороги 2 вагона-лаборатории и одна лаборатория на автомобильном ходу.

Техническое перевооружение ОАО "РЖД", обеспечивающее охрану окружающей среды

Техническое перевооружение ОАО "РЖД" проводимое по реконструкции инфраструктуры, замене тягового и подвижного состава, обеспечивает снижение техногенного воздействия на окружающую среду.

При капитальном ремонте тепловозов осуществляется замена устаревших двигателей на современные более экологичные двигатели отечественного производства, которые повышают топливную экономичность отремонтированных тепловозов на 15%, улучшают экологические показатели на 30%. В 2011 году произведена замена старых дизелей на новые в количестве 188 единиц.

При капитальном ремонте пути заменяются деревянные шпалы на экологически чистые железобетонные. В 2011 году заменено 3,2 тыс. км пути с деревянными шпалами на путь с железобетонными шпалами.

В Федеральной пассажирской дирекции проводились работы по оснащению пассажирского подвижного состава экологически чистыми туалетами закрытого типа с баками-сборниками (ЭЧТ), которые исключают бактериальное загрязнение железнодорожного полотна и прилегающих территорий фекальной микрофлорой. В 2011 году было введено в эксплуатацию 447 вагонов с ЭЧТ. В настоящее время таких вагонов на сети железных дорог используется порядка 7 тысяч.

В России экологические преимущества железнодорожного транспорта обеспечиваются в первую очередь широким применением электрической тяги, которая исключает загрязнение атмосферного воздуха, прилегающих территорий, и в то же время не нее приходится значительная доля перевозок. Российскими железными дорогами более 85% грузов и 80% пассажиров перевозится электрической тягой.

На таких протяженных полигонах, как Мурманск – Владивосток, Смоленск – Владивосток, перевозки осуществляются на электротяге.

В 2011 году электрифицировано 148,4 км железнодорожных путей.

Экологичность железнодорожного транспорта актуальна в больших городах и в регионах с высокой плотностью населения, так как при значительных объемах перевозок железнодорожным транспортом оказывается меньшее воздействие на окружающую среду и здоровье населения.

Мероприятия, обеспечивающие шумозащитный эффект

Компания уделяет внимание вопросам снижения шумового воздействия на окружающую среду.

Слайд 8 (охрана среды)В 2011 году проводились мероприятия, обеспечивающие шумозащитный эффект:

- выполнены работы по рельсошлифованию на 52 тыс. км пути;

- на 1782 км пути использованы рельсовые скрепления типа АРС;

- произведена укладка 4905 км бесстыкового пути;

Шумозащитный экран на ст. Тосно Октябрьской железной дороги.

 

Длина экрана – 600 м, высота – 4,5 м.

На Сызранском заводе железобетонных конструкций запущена линия по производству бетонных блоков для прокладки безбалластного пути пониженной вибрации, обеспечивающих снижение шумового воздействия на окружающую среду.

Мероприятия в особо охраняемых природных территориях

В 2011 году производились природоохранные мероприятия вблизи железнодорожных путей:

  • на береговой линии Черного моря у железнодорожных путей участка Туапсе-Адлер Северо-Кавказской железной дороги выполнены работы по подпорной стенке с нагорной стороны протяженностью 29,1 км, железобетонным лоткам протяженностью 24,3 км п.м., затраты составили 237 млн рублей.
  • на береговой линии озера Байкал производился капитальный ремонт берегоукрепления на перегоне Слюдянка – Утулик Восточно-Сибирской железной дороги в объеме 18,6 тыс. м3 на сумму 25 млн рублей.

Ликвидация загрязнений прошлых лет

В 2011 году продолжались работы по ликвидации загрязнений прошлых лет – это рекультивация земель Коптевского карьера Новоспасского района Ульяновской области (Куйбышевская железная дорога). Загрязнение бывшего песчаного карьера нефтесодержащими отходами промывочно-пропарочной станции осуществлялось в 50-е годы прошлого столетия. В предыдущие годы произведена рекультивация нефтезагрязненного грунта в объеме 44,7 тыс. м3. В 2011 году очищено 7,2 тыс. м3 загрязненного грунта. Завершить работы предусматривается в 2013 году. Обезвреживание грунта производится биологическим способом на временных площадках вблизи карьера.

Производственный экологический контроль

В 2011 году производственный экологический контроль за выбросами и сбросами загрязняющих веществ в атмосферу, водные объекты и загрязнением почв осуществлялся:

  • от стационарных объектов 56 экологическими лабораториями, а также 10 вагонами-лабораториями с бортовым комплексом аналитического оборудования и 55 лабораториями на автомобильном ходу;
  • от передвижных источников (тепловозов) – 81 пунктом экологического контроля. Все тепловозы после ремонта двигателей проходили обязательное тестирование на указанных пунктах по экологическим показателям. Контроль за выбросами вредных веществ от автомобилей производился на имеющихся на узловых автобазах пунктах экологического контроля.

ОАО "РЖД" уделяет внимание развитию материально-технической базы природоохранных подразделений.

Экологический вагон-лаборатория

Слайд 9 (охрана среды)На Куйбышевскую железную дорогу в 2011 году поставлен новый передвижной экологический вагон-лаборатория, оснащенный аналитическими приборами и лабораторным оборудованием. Вагон-лаборатория Западно-Сибирской железной дороги прошел модернизацию. На Московскую железную дорогу поставлена передвижная экологическая лаборатория на автомобильном ходу. Для экологических лабораторий приобретено 50 единиц приборов по определению шума, электромагнитных полей, загрязняющих веществ в стоках и промышленных выбросах.

В 2011 году в Научно-производственном центре по охране окружающей среды - филиале ОАО "РЖД" построено новое здание учебного корпуса. Ввод его в эксплуатацию в 2012 году позволит увеличить число специалистов, повышающих квалификацию в области охраны окружающей среды в 2 раза.

В 2011 году на станции Челябинск Южно-Уральской железной дороги завершен второй этап строительства модульного лабораторного комплекса Центра охраны окружающей среды Южно-Уральской железной дороги с устройством железнодорожного тупика под стоянку экологического вагона-лаборатории.

Размещение вагона-лаборатории и стационарной лаборатории на общей территории значительно повышает уровень организации процесса аналитических исследований с соблюдением всех современных требований и степень готовности к участию в ликвидации аварийных ситуаций с экологическими последствиями. Там же размещается передвижная лаборатория на автомобильном ходу.

В 2011 году приобретено и введено в эксплуатацию 32 комплекта современного диагностического оборудования для пунктов экологического контроля за выбросами от тепловозов. Данное оборудование позволяет производить безразборную диагностику и регулировку тепловозных дизелей по технико-экологическим параметрам.

В ремонтном локомотивном депо Ершов Приволжской железной дороги внедрена система очистки тепловозных выхлопных газов, которая используется при реостатных испытаниях всех серий тепловозов. При нагрузочном тестировании двигателей тепловозов данная система обеспечивает снижение выбросов вредных веществ в атмосферу до 30%.

Основные направления развития в природоохранной деятельности ОАО "РЖД":

  • внедрение инновационных технологий, обеспечивающих охрану атмосферного воздуха, водных ресурсов, повышение использования и обезвреживания отходов производства, снижение выбросов парниковых газов, шумового воздействия;
  • совершенствование системы управления природоохранной деятельностью;
  • обеспечение мониторинга за воздействием на окружающую среду.
Версия для печати
screenRenderTime=1