Обеспечение безопасности движения поездов

В 2011 году без крушений и аварий отработали 13 железных дорог. В целом по Компании наметилась положительная тенденция снижения отказов в работе технических средств.

Значительно снижена частота ряда нарушений безопасности движения.

Для реализации такого механизма компанией осуществляется системная работа в вопросах мотивации труда работников железных дорог, обеспечивающих безопасность движения.

Основной проблемой в деятельности ОАО «РЖД» по обеспечению транспортного обслуживания населения является обеспечение безопасности движения на железнодорожных переездах, которое является важным элементом деятельности железнодорожного транспорта.

В то же время рост количества автотранспортных средств в Российской Федерации, усугубляемый низким уровнем дорожной дисциплины водителей, приводит как к увеличению самих случаев дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах, так и к тяжести их последствий.

ОАО «РЖД» ежегодно с целью предупреждения дорожно-транспортных происшествий проводят значительную работу по оборудованию переездов современными предупредительными и заградительными устройствами. Из 11 199 железнодорожных переездов 78% оборудовано автоматической переездной сигнализацией, 35% имеют железобетонный настил, на 43% уложен настил из резинотехнических изделий.

Из 2 349 железнодорожных переездов, обслуживаемых сменными работниками, 92% имеют автоматические или полуавтоматические шлагбаумы и автоматическую переездную сигнализацию, 96% - заградительную сигнализацию, 99,8% - электроосвещение, 97% - радиосвязь с дежурными по станциям или поездным диспетчером. 1 787 переездов оборудованы устройствами заграждения (УЗП).

В целях исключения возможности несанкционированного выезда транспортных средств на пути следования подвижного состава на семи железнодорожных переездах скоростного направления Москва – Санкт-Петербург Октябрьской железной дороги в 2010 и 2011 годах проведены работы по оборудованию их противотаранными устройствами (далее ПТУ), которые включены в опытную эксплуатацию.

Противотаранное устройство исполнены в виде шлагбаума, перекрывающего полностью проезжую часть, устойчиво к воздействию таранного удара автотранспортным средством, имеющим массу до 20 тонн, скорость которого не превышает 40 км/ч.

Несмотря на проводимую железными дорогами работу, как технического, так и профилактического характера, в 2011 году не удалось добиться значительного улучшения положения с безопасностью движения на железнодорожных переездах по сравнению с 2010 годом.

Общее количество дорожно-транспортных происшествий снижено на 12,3%, при этом количество столкновений автотранспортных средств с пассажирскими поездами осталось на уровне 2010 года. Количество столкновений с автобусами снижено в два раза, как и количество пострадавших в ДТП на 15,4%, в том числе погибших на 32%. Из общего количества дорожно-транспортных происшествий 94% произошло на переездах без дежурного работника, по сравнению с 2010 годом их количество снизилось на 14%, но в то же время на 40% возросло количество ДТП на переездах с дежурным работником.

В 2011 году в Компании не полностью решены запланированные задачи в области безопасности движения. Наиболее сложной проблемой остается пресловутый человеческий фактор – невыполнение предписанных инструкций и технологий.

К сожалению, одной из наиболее тяжелых по возможным последствиям проблемой на сегодня остается низкое качество литых деталей тележек грузовых вагонов, выпускаемых вагоностроительными заводами.

2011 год стал пиковым по количеству изломов литых деталей тележек грузовых вагонов – 25 случаев, четыре из которых  привели к крушениям и авариям грузовых поездов, 16 – к сходам подвижного состава в поездах.

Руководство Компании неоднократно обращало внимание федеральных органов исполнительной власти о низком качестве выпускаемой продукции. Были внесены предложения об ужесточении контроля за соблюдением технологии работы, о модернизации литейного производства, внедрении системы гарантийного обслуживания, а также страховании рисков нарушений безопасности движения. Но исчерпывающих мер со стороны производителей не принимается.

Состояние локомотивного комплекса наиболее значимо влияет на эксплуатационную обстановку. Низкая надежность работы локомотивного парка приводит к его дефициту на отдельных участках работы и, как следствие, к нарушению графика движения и безопасности движения поездов.

Принимаемые меры в локомотивном комплексе  позволили в 2011 году незначительно снизить  количество отказов в локомотивном комплексе, при этом сохранилась негативная тенденция роста нарушений безопасности движения. Причины кроются не только в качестве ремонта локомотивов, но и в их эксплуатации.

Анализ положения в локомотивном комплексе показывает, что только установление объективных причин неисправности локомотивов, определение приоритетных направлений и реализация их позволит повысить надежность работы тягового подвижного состава.

Версия для печати
screenRenderTime=1