Повышение энергоэффективности и инновационного развития Компании

В 2011 году Компанией была утверждена Энергетическая стратегии холдинга "Российские железные дороги" на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года. Данная Стратегия — это целостный документ, определяющий основу, цели и задачи среднесрочного развития холдинга, приоритеты и ориентиры, а также механизмы их реализации в сфере производства, передачи и потребления топливно-энергетических ресурсов.

Реализация мероприятий, направленных на достижение целей Энергетической стратегии холдинга, осуществляется в рамках нескольких программ и проектов. Одним из наиболее важных является инвестиционный проект "Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте" (далее — Программа ресурсосбережения).

В 2011 году на реализацию Программы ресурсосбережения было направлено 2,7 млрд руб., что позволило обеспечить внедрение более 4 тыс. ресурсосберегающих технических средств.

За 12 месяцев 2011 года от реализации мероприятий Программы ресурсосбережения 2009-2010 гг. достигнут экономический эффект на общую сумму около 1,2 млрд руб., который произошел за счет экономии топливно-энергетических ресурсов, материалоемкости технологических процессов и повышения производительности труда.

В 2011 году на сети дорог продолжилось внедрение мачтовых светофорных головок с модулями светодиодных систем, светодиодных систем освещения парков станций, помещений локомотивных и моторвагонных депо. Были реализованы пилотные проекты по светодиодному освещению железнодорожных мостов на Красноярской железной дороге.Слайд 4 (инновации)

Эффективно применяются новые подходы в отоплении производственных помещений локомотивных депо с помощью газовых инфракрасных излучателей для отопления рабочих мест.

С целью снижения эксплуатационных расходов на лубрикацию, высвобождения локомотивов и локомотивных бригад руководством ОАО "РЖД" принято решение о создании парка вагонов-рельсосмазывателей на базе новых пассажирских вагонов, курсирующих в составе почтово-багажных и пассажирских поездов. Их применение позволит:

  • изменить технологию рельсосмазывания;
  • снизить износ гребней колес и рельсов в 3 раза;
  • уменьшить сопротивление движению в кривой на 5-10%;
  • уменьшить расход энергии до 6% за счет снижения сопротивления движению в кривых.

В 2011 году внедрено 13 вагонов-рельсосмазывателей.

В рамках Программы ресурсосбережения продолжалось внедрение систем автоведения поездов, что позволяет обеспечить экономию топливно-энергетических ресурсов до 8%. Такой системой в настоящее время оборудовано 2 500 электровозов и 1 400 электропоездов. Возможности данной системы позволили вести планомерную работу по переводу пассажирских поездов на энергооптимальные расписания.

В 2011 году на энергооптимальные расписания переведено 511 поездов. Впервые энергетическая оптимизация расписания проведена на неэлектрифицированном участке Ожерелье — Елец.

В опытных поездках на направлениях, где энергооптимальные расписания введены впервые, экономия топливно-энергетических ресурсов по сравнению с аналогичным периодом 2010 года составила на электрифицированных участках от 3,2 до 6,1%, на неэлектрифицированных участках — 5,1%. Проделанная за 2009 — 2011 годы работа по переводу 1 451 пассажирских поездов на энергооптимальные расписания ежегодно позволит экономить до 25,0 млн кВт∙ч электроэнергии и 300 т дизельного топлива.

В 2011 году были развернуты масштабные работы по восстановлению систем рекуперативного торможения грузовых электровозов постоянного тока. В течение года были восстановлены системы рекуперативного торможения 946 электровозов. Выполнение этих работ, а также другие меры по повышению эффективности рекуперативного торможения позволили достигнуть по сети наивысшего с 1988 года объема энергии рекуперации — 1 278 млн кВт∙ч (+18,5% к 2010 г.), что существенно снизило расходы Компании, связанные с покупкой электроэнергии.

В целях снижения энергоемкости производственной деятельности ОАО "РЖД" осуществляет разработки подвижного состава нового поколения с использованием ряда инновационных технологий.

Одним из направлений работы является перевод локомотивов на газовое топливо. При этом в качестве силовых установок используются газотурбинные двигатели.

Проведенные расчеты и технико-экономические обоснования показали высокую эффективность использования сжиженного природного газа на мощных автономных локомотивах. Стоимость жизненного цикла локомотива с газотурбинной установкой на сжиженном природном газе на 20% ниже по сравнению с дизельным локомотивом за счет более высокой производительности, снижения затрат на топливо, ремонт и обслуживание.

Маневровые тепловозы

Слайд 5 (инновации)Еще одним перспективным способом снижения расхода топлива является создание маневровых тепловозов с несколькими силовыми установками. Здесь эффект достигается за счет того, что маневровый тепловоз большую часть рабочего времени не использует свою полную мощность. При наличии на тепловозе одного дизеля большой мощности он работает на энергетически невыгодных режимах и, как следствие, перерасходует дизельное топливо.

В 2011 году на Московской железной дороге введена в эксплуатацию опытная партия двухдизельных маневровых тепловозов, созданных на базе серийных тепловозов чешского производства серии ЧМЭ3. Первые итоги эксплуатации показали, что экономия топлива у двухдизельных локомотивов достигает 20-25% в сравнении с серийными локомотивами.

Кроме того, на Московской железной дороге начата опытная эксплуатация трехдизельного маневрового тепловоза, также построенного на базе тепловоза ЧМЭ3. Достигнутая экономия топлива составляет 30-35%.

В 2011 году на Людиновском тепловозостроительном заводе созданы новые образцы инновационных локомотивов: двухдизельный маневрово-вывозной тепловоз ТЭМ14 и гибридный маневровый локомотив ТЭМ9Н. Данные локомотивы направлены на испытания.

Слайд 6 (инновации)Перспективным направлением повышения энергоэффективности электрической тяги является применение локомотивов с асинхронным бесколлектроным тяговым приводом, который позволяет применять рекуперативное торможение в широким диапазоном скоростей. Ввод в эксплуатацию на участке Екатеринбург — Балезино грузовых электровозов 2ЭС10 с асинхронным приводом позволил сократить удельный расход электроэнергии на тягу поездов по сравнению с ранее использовавшимися на этом участке электровозами 1,5ВЛ11 с 84,6 до 54,3 кВт∙ч/10 тыс. т∙км брутто (на 35,8%), увеличить удельный возврат электроэнергии с 4,4 до 10,2 кВт∙ч/10 тыс. т∙км брутто (на 132,6%) и повысить долю рекуперации от общего потребления электроэнергии с 4,9% до 15,8%.

Принятые в 2011 году организационные и технические мероприятия позволили достичь положительных результатов по всем показателям, определенным Энергетической стратегией холдинга, в том числе по целевому индикатору энергоэффективности — снижению энергоемкости производственной деятельности, которое в 2011 году было более значительным, чем установлено приказом ФСТ России от 31 марта 2011 г. № 95-т. Так, при нормативе целевого индикатора 1,9 кг у. т./10 тыс. т∙км брутто ОАО "РЖД" добилось снижения энергоемкости производственной деятельности на 2,1 кг у. т./10 тыс. т∙км брутто.

В 2011 году ОАО "РЖД" продолжало исследования, направленные на изыскание резервов для дальнейшего повышения энергоэффективности производственных процессов.

В соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ОАО "РЖД" обязано провести энергетическое обследование объектов, которые находятся в ведении 36 филиалов, и до 31 декабря 2012 г. представить в Минэнерго России энергетический паспорт Компании, составленный по результатом энергетического обследования. В целях выполнения требований указанного закона в 2011 г. были разработаны необходимые организационные и методические документы, а также проведены пилотные обследования ряда объектов. Работы по энергетическому обследованию будут выполнены в течение 2012 года.

На основе результатов работ по оценке потенциала энергоэффективности тягового электроснабжения и энергетических обследований объектов ОАО "РЖД" будут разработаны и утверждены планы мероприятий и программы энергосбережения на предстоящие периоды.

Версия для печати
screenRenderTime=1