Инновационное развитие Общества и реализация единой технической политики

Целью инновационного развития Компании является достижение высокой экономической эффективности, экологической и функциональной безопасности и устойчивости железнодорожного транспорта, определенных Стратегией развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года.

Наряду с развитием собственных инновационных технологий, компания создает среду, благоприятную для инновационного развития, и разрабатывает новые подходы, которые затрагивают практически весь спектр деятельности Российских железных дорог: от создания корпоративной структуры управления до трансфера зарубежных технологий.

В Компании сформирована структура и внедрена корпоративная система управления инновационной деятельностью, обеспечивающая полный цикл внедрения инновационных проектов: от определения стратегических направлений и целевых параметров развития до получения новых продуктов и оценки их результативности.

Схема управления инновационной деятельностью ОАО "РЖД"

Слайд 1 (инновации)

За истекший период в Компании утвержден ряд основополагающих документов в области инновационной деятельности, которые постоянно актуализируются с учетом требований законодательства и руководства страны.

Во исполнение поручений руководства страны советом директоров ОАО "РЖД" определены приоритеты инновационного развития Компании, Белая книга ОАО "РЖД" была трансформирована в утвержденную Стратегию инновационного развития ОАО "РЖД" на период до 2015 года, где определены 12 ключевых направлений и уточнены показатели инновационного развития Компании.

Эти направления реализуются на основании утвержденной единогласным решением совета директоров ОАО "РЖД" Программы инновационного развития ОАО "РЖД" на период до 2015 г (далее – Программа).

Программа увязана со стратегией развития Компании, ее финансовыми планами и содержит комплекс мероприятий, направленных на разработку и внедрение новых технологий, инновационных продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню, а также стимулирующих инновационное развитие ключевых отраслей промышленности Российской Федерации.

Предусмотрено увеличение финансирования НИОКР, внедрение инновационных образцов железнодорожной техники и обеспечение процесса локализации их производства.

В 2011 году на выполнение НИОКР было направлено чуть менее 0,5% от доходов, что соответствует мировому уровню для транспортных компаний.

В течение года ОАО "РЖД" получено 9 международных патентов и 214 патентов Российской Федерации на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Портфель интеллектуальной собственности ОАО "РЖД" составляет в настоящее время более 1500 охранных документов, из них – более тысячи патентов. Совместные разработки ОАО "РЖД" с зарубежными и отечественными компаниями позволяют создавать новые модели подвижного состава, технических средств инфраструктуры с эксплуатационными показателями мирового уровня. Они были презентованы на III Международном салоне EXPO-1520 в сентябре 2011 года.

Был представлен опытный образец пассажирского электровоза двойного питания нового поколения с асинхронным тяговым приводом ЭП20, предназначенный, в том числе для транспортного обслуживания Олимпийских игр в Сочи в 2014 году и Чемпионата мира по футболу в 2018 году, разработанный Новочеркасским электровозостроительным заводом, совместно с компанией "Альстом".

До конца 2013 года планируется поставить российским железным дорогам 36 электровозов, до 2020 года – 200 электровозов.

Слайд 2 (инновации)

С участием фирмы "Альстом" также ведется изготовление двух опытных образцов грузовых электровозов переменного тока 2ЭС5 с асинхронными тяговыми двигателями. Срок завершения изготовления – 2012 год.

В сентябре 2011 г. получен сертификат соответствия РС ФЖТ на установочную серию из 31 локомотива 2ЭС10. Для производства электровозов создано совместное предприятие "Синара-Сименс" на базе завода ОАО "Уральский завод железнодорожного машиностроения". В августе 2011 года трехсекционным электровозом 2ЭС10 на участке Екатеринбург-Балезино проведен опытный поезд массой 9000 тонн, что в 1,5 раза превышает установленную норму для трехсекционного электровоза ВЛ11, тем самым подтверждена возможность организации сквозного вождения тяжеловесных поездов на направлении Кузбасс – Северо-Запад.

Слайд 3 (инновации)

Также в 2011 году согласовано техническое задание на разработку первого российского гибридного тепловоза SinaraHybrid (ТЭМ9H), начата поставка пригородных электропоездов серии ЭД4М с повышенным уровнем комфорта.

Отечественными производителями разработан и сертифицирован ряд инновационных грузовых вагонов повышенной грузоподъемности со сниженной стоимостью жизненного цикла и увеличенными межремонтными пробегами.

В области инновационного технологического развития путевого хозяйства продолжено внедрение георешеток, их применение обеспечивает уменьшение поперечного перемещения балласта, уменьшение прогибов на слабых основаниях, снижение общих деформаций внутри балласта. В 2011 г. георешетка уложена на 158 км., с 2012 по 2015 гг. планируется укладка по 150 км в год.

В процессе разработки и испытаний системы W30, предназначенного для использования на участках скоростного, высокоскоростного и тяжеловесного движения, особое внимание было уделено клемме Skl 30 и подрельсовой прокладке-амортизатору. Данный узел рельсового скрепления имеет высокую динамическую виброустойчивость, обеспечивает высокое сопротивление продольному сдвигу, а также обладает повышенной эластичностью. Скрепление W-30 и его элементы сертифицированы. В 2011 году уложено скреплений W-30 в объеме 200 км.

На основе утвержденных российских технических регламентов разработаны и приняты проекты технических регламентов в области железнодорожного транспорта на территории Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

В 2011 году в рамках реализации программы инновационного развития получили свое развитие ряд перспективных направлений.

Утверждена Программа энергосбережения ОАО "РЖД" до 2013 года, одним из целевых показателей которой является снижение энергоемкости перевозочной деятельности.

В целях снижения стоимости жизненного цикла объектов инфраструктуры за счет перераспределения ресурсов при условии обеспечения требуемого уровня эксплуатационной надежности и допустимого уровня безопасности перевозочного процесса разработана и внедрена методология УРРАН, разработана нормативная документация для путевого хозяйства, хозяйств автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения

В рамках методологии разработана и поддержана Российской академией наук технология управления рисками на железнодорожном транспорте, которая позволяет аргументировано оценивать уровни рисков производственной деятельности как ОАО "РЖД", так и причастных компаний,

Впервые создается национальная нормативная база по управлению рисками на железнодорожном транспорте. Введены в действие два национальных стандарта: по управлению рисками на железнодорожном транспорте и по организационным вопросам обеспечения и доказательства безопасности перевозочного процесса, а также шесть стандартов Компании (СТО).

Получила свое развитие автоматизированная система КАС АНТ, обеспечивающая учет, расследование и проведение анализа случаев отказов в работе технических средств ОАО "РЖД", являющихся информационной базой данных для расчета показателей УРРАН

На базе системы КАС АНТ создана автоматизированная технология учета, расследования и анализа случаев технологических нарушений (КАСАТ).

Целью данной работы является разработка информационно-аналитической системы оценки влияния технологических нарушений на показатели перевозочного процесса. В системе КАСАТ реализован порядок учета, расследования и определения ответственности за случаи технологических нарушений. В 2012 году система будет тиражироваться К по всей сети железных дорог.

1 апреля 2011 года на заседании комиссии по высоким технологиям и инновациям при Правительстве Российской Федерации был утвержден перечень технологических платформ, в число которых вошла технологическая платформа "Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт".

Реализация предлагаемой ОАО "РЖД" технологической платформы позволит:

  • в среднесрочной перспективе обеспечить скорость движения поездов до 400 км/ч (на основе внедрения передовых инновационных разработок в области управления движением и средств инфраструктуры, в качестве пилотной будет использована линия Москва - Санкт-Петербург);
  • в долгосрочной перспективе создать совершенно новый вид транспорта, основанный на принципах магнитной левитации.

В Компании утверждены Стратегические направления исследований и разработок в рамках технологической платформы "Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт" на среднесрочную перспективу (2012-2015 гг.).

ОАО "РЖД" выступило инициатором проекта по технологической платформе "Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт" в рамках мероприятия 1.6 федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы" по теме "Проведение поисковых исследований и создание научно-технического задела в области разработки транспортных систем с магнитным подвешиванием и линейным электроприводом, позволяющих повысить скорость железнодорожных сообщений до 1000 км/ч".

Исследования и разработки будут проводиться научными институтами Российской академии наук, предприятиями и организациями, в том числе предприятиями ВПК, высшими учебными заведениями.

В 2011 году объявлен открытый Конкурс проектов по предложенной ОАО "РЖД" тематике на получение финансовой поддержки (грантов) для проведения ориентированных фундаментальных научных исследований, представляющих интерес для развития железнодорожного транспорта, в том числе высокоскоростного. Финансовая поддержка организации и проведения Конкурса осуществляется за счет средств РФФИ и ОАО "РЖД" в равных долях.

В 2011 году была продолжена работа над проектом "Бережливое производство в ОАО "РЖД". Утверждены "План реализации программы внедрения бережливого производства в ОАО "РЖД" и основные показатели эффективности внедрения технологии бережливого производства в пилотных подразделениях.

В 2011 году в проекте участвовало 110 пилотных структурных подразделений линейного уровня на всей сети железных дорог. В 2012 году в проекте участвует уже более 400 подразделений. Неотъемлемым элементом проекта является корпоративная база типовых решений для тиражирования на сети, сформированная по результатам внедрения 2010-11 годов.

В целях обеспечения вовлеченности персонала Компании в процесс постоянного улучшения производственной деятельности, а также для обмена опытом и информацией между участниками проекта в сети Интранет ОАО "РЖД" реализовано функционирование сайта "Бережливое производство в ОАО "РЖД" (w3.rzd – Проекты – Бережливое производство в ОАО "РЖД"). На сайте размещается и постоянно актуализируется информация об организационной структуре, участниках и ходе внедрения проекта, аналитические, нормативно-методические и отчетные материалы железных дорог и функциональных филиалов ОАО "РЖД".

По результатам внедрения технологии "Бережливое производство" проведен конкурс "Лучшее подразделение в проекте внедрения "Бережливое производство" в ОАО "РЖД". Победители конкурса были представлены на итоговом за 2011 год заседании правления Компании.

В области обеспечения безопасности движения поездов и снижения рисков чрезвычайных ситуаций разработан проект комплексной системы безопасности движения поездов и инфраструктуры на зимних Олимпийских играх, внедрены комплексные микропроцессорные системы на сортировочных станциях, включая управление локомотивами по радиоканалу (2 станции), разработан безопасный локомотивный объединенный комплекс БЛОК с уменьшением стоимости на 10-15% и сокращением эксплуатационных расходов на 10%, расширены функции и повышена надежность функционирования систем интервального регулирования движения поездов.

Версия для печати
screenRenderTime=2