Состояние основных фондов путевой инфраструктуры

Характерными функциональными особенностями в развитии путевого хозяйства являются:

  • формирование и внедрение новой модели управления инфраструктурным комплексом.;
  • развитие средств диагностики пути и повышение эффективности их работы с внедрением нового поколения автоматизированных диагностических комплексов;
  • дальнейшее улучшение качества ремонта пути за счет внедрения системы обеспечения качества, прогрессивных технологий и опыта передовых ремонтных предприятий;
  • разработку и внедрение новых типов путевых машин для обеспечения продления срока службы материалов верхнего строения пути и сокращения затрат на ремонтные работы;
  • разработку и внедрение новых конструкций верхнего строения пути для высокоскоростного и тяжеловесного движения поездов, в том числе пути на безбалластном основании;

Анализ показал, что в 2011 г задания по капитальному ремонту и модернизации пути выполнены в полном объеме, в том числе:

  • модернизация железнодорожного пути в объеме 2 710 км;
  • капитальный ремонт с укладкой новых материалов 1 482,4 км;
  • капитальный ремонт на старогодных материалах –1890,8 км.

По состоянию на 31.12.2011 года всеми видами ремонтов пути, включая реконструкцию, на сети железных дорог оздоровлено 10,8 тыс. км (100% от годового плана), сдано в эксплуатацию 10,7 тыс. км.(97,8%).Невыполнение плана по сдаче в эксплуатацию связано с имевшими место в 2011 году сбоями в поставках материалов и не полный объем предоставленных "окон" для ремонта и реконструкции пути.

При выполнении ремонтно-путевых работ на объектах реконструкции в путь уложено 2 534,8 км плетей бесстыкового пути, участках капитального ремонта на новых материалах – 1 411,1 км, участках капитального ремонта на старогодных рельсах – 958,6 км. Усиленным средним ремонтом оздоровлено 1 168,5 км, средним ремонтом – 1 476,3 км. Усиленный подъемочный и подъемочный ремонты выполнены в объемах годовых планов, в целом отремонтировано 1995 км пути. В путь уложено 4 519 комплектов стрелочных переводов на железобетонных брусьях.

По сравнению с 2010 годом увеличилась:

  • на 3,0 тыс. км протяженность бесстыкового пути и составила по главным путям 80,5 тыс. км;
  • на 3,4 тыс. км протяженность пути на железобетонных шпалах и составила 86,2 тыс. км;
  • на 2,9 тыс. км протяженность пути с разделительным слоем и составила 24,0 тыс. км. или 19,4% от протяженности заблокированных участков главного пути.

Планомерное проведение работ по расширению полигонов укладки бесстыкового пути на железобетонных шпалах с пружинными рельсовыми скреплениями российского производства типа АРС и ЖБР позволило довести протяженность такого пути до 22,6 тыс. км (26,6% от протяженности главного пути на железобетонных шпалах).

Выполнение плановых заданий по оздоровлению пути позволило повысить скорости движения для пассажирских поездов на 2,3 тыс. км на отремонтированных участках, для грузовых – на 2,33 тыс. км.

Вместе с тем, выполненные в 2011 году ремонтно-путевые работы не позволили обеспечить снижение протяженности участков пути со сверхнормативным тоннажем и сроком эксплуатации. На 31.12.2011 г. их протяженность увеличилась на 854 км и составила 20,967 тыс. км или 16,9% от развернутой длины главных путей, при этом более половины (50,4%) - это пути 1-2 класса.

В 2011 году Компания улучшила показатели эксплуатационной деятельности:

  • снижена балловая оценка пути;
  • снизилось количество неудовлетворительных километров;
  • снижены случаи нарушений безопасности движения.

Анализ состояния пути на сети железных дорог, 2003-2011 гг.

Слайд-3 (характеристика инфраструктуры)

В 2011 г. в путевом хозяйстве допущено 6 415 отказов, что составляет 10% от общего числа отказов по сети. Снижение к соответствующему периоду прошлого года составляет 38% или 3 948 случаев (в 2010 г. – 10 363).

Основными причинами отказов технических средств связано с нарушением работы рельсовых цепей (40%), наличием остродефектных рельсов (21%), а также отказы из-за отступлений от норм содержания пути (17%).

Для реализации на сети железных дорог Программ по организации скоростного и высокоскоростного движения поездов компанией ОАО "РЖД" с 2008 года производятся ежегодные закупки партий сертифицированных рельсов японского производства Компании "Ниппон Стил Корпорейшн", которые подтвердили их высокие показатели при эксплуатации на линии Санкт-Петербург – Москва.

Инженерные сооружения

На сети железных дорог ОАО "РЖД" эксплуатируется 82940 искусственных сооружений, из них: железнодорожных мостов и путепроводов - 30619 шт., железнодорожных тоннелей - 147 шт., водопропускных труб и поперечных лотков - 49768 шт., пешеходных мостов и тоннелей – 1 109 шт., автодорожных путепроводов - 189 шт., прочих сооружений 1108 шт. Всего на сети 7 513 шт. дефектных искусственных сооружений, или 9,1% от общего количества сооружений.

На сети дорог эксплуатируется 11108 шт. металлических пролетных строений общей массой 1 413,7 тысяч тонн, в том числе дефектных 129,7 тыс. тонн или 9,2%, кроме того в эксплуатации находится 57,2 тыс.т. металлических пролетных строений расчетных норм проектирования 1907 г. и ранее.

Дефектность земляного полотна по сети дорог составляет 6,4% или 5476,1 км из 85452,8 км. В том числе 33,2% составляют дефекты нарушение очертания земляного полотна (завышенная крутизна откосов, недостаточная ширина основной площадки), 28,4% - деформации земляного полотна (сплывы откосов, осадки).

Для повышения эффективности существующей системы содержания искусственных сооружений и земляного полотна в 2011 году была продолжена работа по созданию дистанций инженерных сооружений (ПЧ.ИССО). В настоящее время ПЧ ИССО созданы на Западно-Сибирской, Горьковской, Приволжской, Куйбышевской, Свердловской, Южно-Уральской, Забайкальской, Красноярской и Восточно-Сибирской железных дорогах. Проводится работа по созданию ПЧ.ИССО на Московской, Дальневосточной, Северной, Северо-Кавказской, Октябрьской и Юго-Восточной железных дорогах.

В 2011 году выполнен большой объем работ по капитальному ремонту инженерных сооружений:

  • заменено 470 тонн металлических пролетных строений, отремонтировано 24 шт. пешеходных мостов и тоннелей;
  • уложено 1613,7 куб. м. плит БМП;
  • отремонтировано 132 водопропускные трубы;
  • отсыпано 652,7 тыс. куб. м земляного полотна.

На капитальный ремонт инженерных сооружений было выделено в 2011 г. 5 268,2 млн руб., в том числе:

  • искусственные сооружения – 3 347, 1 млн руб.;
  • на земляное полотно - 1 921,1 млн руб.

Фактическое выполнение составило 5 200,9 млн руб. или 98,7% от годового плана, в том числе по искусственным сооружениям –3 310,7 млн руб. (98,9%) и по земляному полотну – 1 890,2 млн руб. (98,4%).

В условиях продолжающегося старения основных фондов хозяйства инженерных сооружений и ограниченного финансирования первостепенное значение приобретают:

  1. Повышение качества диагностики искусственных сооружений и земляного полотна.
  2. Создание на базе современной диагностики и методик расчета остаточного ресурса сооружений - автоматизированной системы управления инженерными сооружениями.
  3. Оптимизация структуры подразделений, занимающихся содержанием инженерных сооружений и их оснащение современными высокопроизводительными механизмами и оборудованием.
  4. Внедрение новейших конструкций и технологий, позволяющих минимизировать затраты на эксплуатацию инженерных сооружений.
  5. Пересмотр и обновление нормативно-технической базы по текущему содержанию и ремонту инженерных сооружений.

Динамика изменения количества "узких мест" в пропускной способности сети железных дорог ОАО "РЖД"

Анализ уровней заполнения пропускной способности показал, что протяженность "узких мест" на сети железных дорог ОАО "РЖД" в 2010 г. увеличилась по сравнению с 2009 г. на 685 км и составила 6,1 тыс. км или 7,2% эксплуатационной длины железных дорог. При этом протяженность "узких мест" на основных направлениях увеличилась на 719 км, и составила 3 845 км или 62% всех "узких мест".

Согласно экспертной оценке по состоянию на 31.12.2012 г. протяженность "узких мест" может составить около 7 000 км с дальнейшей тенденцией роста.

Причиной появления участков с заполнением пропускной способности выше допустимого уровня является недостаточная пропускная способность перегонов, мощность устройств тягового электроснабжения и длина приемо-отправочных, сортировочных и вытяжных путей на промежуточных, участковых и сортировочных станциях.

Это снижает пропускную и перерабатывающую способность станций, приводит к задержкам поездов у входных сигналов, в целом снижает участковую скорость пассажирских и грузовых поездов.

Протяженность участков по ограничивающим элементам, км

Слайд-4 (характеристика инфраструктуры)

В 2011 году дальнейшее распространение получило движение тяжеловесных грузовых поездов с весовой нормой 6000 т и более. Однако недостаточная готовность инфраструктуры железных дорог к изменившимся условиям в организации движения вызывает затруднения в эксплуатационной работе сети железных дорог.

На участках железных дорог, электрифицированных несколько десятков лет тому назад, устройства тягового электроснабжения не отвечают современным условиям. В связи с этим увеличиваются межпоездные интервалы, падает пропускная способность участков и прежде всего на основных направлениях.

Версия для печати
screenRenderTime=2