Характеристика и содержание инфраструктуры ОАО "РЖД"

В инфраструктурном комплексе ОАО "РЖД" сосредоточено более 70% основных производственных фондов ОАО "РЖД" и более 50% активов Холдинга, занято около 25% работников Холдинга. Развитие и техническое состояние инфраструктуры определяют предельные объемы перевозок, оказывают значительное влияние на технологию и качество перевозочного процесса и предоставляемых потребителям услуг. С 2004 года техническая оснащенность инфраструктуры ОАО "РЖД" не претерпела существенных изменений. Эксплуатационная длина сети железных дорог незначительно сократилась (до 85 166 км) при минимальном увеличении протяженности двухпутных и электрифицированных линий.

Нагрузка на инфраструктуру ОАО "РЖД" в этот период существенно росла в связи с увеличением объемов и дальности перевозок (за период с 2005 года густота движения грузов по сети выросла более чем на 12,9%). Необходимо отметить, что нагрузка на инфраструктуру ОАО "РЖД" существенно превышает аналогичный показатель железных дорог европейских стран, Северной Америки, Китая. При этом на отдельных направлениях движения поездов нагрузка на инфраструктуру возрастала более существенно из-за перераспределения грузопотоков между направлениями, реализуемой политики по направлению грузопотоков из зарубежных в российские порты, увеличения объемов внешнеторговых перевозок со странами АТР.

Высокий уровень нагрузки на инфраструктуру характеризует также наличие на сети свыше 6,1 тыс. км "узких мест", что составляет 7,2% от общей протяженности сети.

Наиболее проблемными "узкими местами" инфраструктуры ОАО "РЖД" являются основные железнодорожные коридоры (исчерпана пропускная способность на более чем 3 тыс. км из около 20 тыс. км протяженности основных направлений сети), крупные железнодорожные узлы, подходы к морским портам.

Технические характеристики инфраструктуры, км

Слайд-1 (характеристика инфраструктуры)

Нагрузка на инфраструктуру и протяженность узких мест (на 1 января каждого года)

Слайд-2 (характеристика инфраструктуры)

При высоком среднесетевом уровне нагрузки на инфраструктуру на ряде ее направлений существуют малоинтенсивные участки с низкой грузонапряженностью и объемами пассажирских перевозок. Общая протяженность таких малоинтенсивных линий и участков составляет почти 12 тыс.км. Большинство из этих линий тупиковые (около 63%). Как правило, такие участки инфраструктуры обеспечивают транспортную доступность объектов государственного значения, социально-значимые перевозки, выполняют роль подъездных путей к промышленным узлам и предприятиям.

С момента создания ОАО "РЖД" проведена серьезная работа по повышению технической оснащенности путевой инфраструктуры – увеличена протяженность пути на щебеночном балласте, с закаленными рельсами, бесстыкового пути и пути на железобетонных шпалах. Это позволило повысить скорости и веса поездов, безопасность перевозок, повысить производительность труда в путевом комплексе.

Вместе с тем, в течение предыдущего периода (в том числе в период деятельности МПС России) инвестиции в инфраструктуру и расходы на ее капитальный ремонт были существенно ниже потребностей. В результате ухудшилось техническое состояние объектов железнодорожной инфраструктуры, принадлежащей ОАО "РЖД", а уровень их морального и физического износа значительно увеличился.

Эксплуатация значительного числа объектов инфраструктуры с истекшим нормативным сроком службы снижает безопасность и качество перевозок, создает ограничения в скоростях движения поездов, ухудшает качество услуг для грузовладельцев и пассажиров по причине ограничения скоростей движения и отказов технических средств, приводящих к задержкам поездов. Кроме того, это приводит к повышенной ремонтоемкости основных фондов и росту затрат на их содержание и ремонт.

Версия для печати
screenRenderTime=1