Пассажирские перевозки в пригородном сообщении

Реформирование пригородного комплекса и взаимодействие с региональными органами власти

В соответствии с Планом мероприятий структурной реформы на железнодорожном транспорте в период 2010-2011 гг., утвержденным Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Ивановым С.Б. 28 мая 2010 г. № 2515п-П9, с 1 января 2011 г. деятельность по перевозке пассажиров в пригородном сообщении выведена из состава деятельности ОАО "РЖД" путем создания с субъектами Российской Федерации пригородных пассажирских компаний. Таким образом, в 2011 году завершился процесс организационного разделения деятельности по перевозке пассажиров и предоставлению услуг инфраструктуры.

С начала 2011 года перевозки пассажиров в пригородном сообщении во всех 73 субъектах Российской Федерации осуществляются пригородными пассажирскими компаниями[1].

В процессе реформирования пригородного комплекса органами управления ОАО "РЖД" приняты решения по созданию 26 пригородных пассажирских компаний[2]. В большинстве компаний учредителями совместно с ОАО "РЖД" являются субъекты Российской Федерации.

В 2011 году были созданы следующие пригородные компании:

  • ОАО "Южно-Уральская ППК пригородная пассажирская компания"[3] (уставный капитал: 100 тыс. руб.; доли участия в уставном капитале: ОАО "РЖД" 100% - 1 акци, АНО "Желдорреформа" - 1 акция);
  • ОАО "Байкальская пригородная пассажирская компания" (уставный капитал: 10 000 тыс. руб.; доли участия в уставном капитале: ОАО "РЖД" – 49%, Иркутская область – 51%);
  • ОАО "Забайкальская пригородная пассажирская компания" (уставный капитал: 100 тыс. руб.; доли участия в уставном капитале: ОАО "РЖД" – 51%, Забайкальский край – 49%);
  • ОАО "Пассажирская компания "Сахалин" (уставный капитал: 100 тыс. руб.; доли участия в уставном капитале: ОАО "РЖД" – 100%-1 акция, АНО "Центр Желдорреформа" – 1 акция).

Хозяйственную деятельность в 2011 году осуществляли 24 пригородные пассажирские Компании, из них 23 Компании – перевозочную деятельность, 1 компания – агентскую деятельность по сбору денежной выручки у действующей пригородной Компании.

Одним из направлений развития пригородных перевозок является создание интермодальных перевозочных компаний совместно с субъектами Российской Федерации. В 2011 г. правлением ОАО "РЖД" одобрен пакет документов по созданию ОАО "Региональная перевозочная компания" – дочернего общества ОАО "РЖД" (доля участия в уставном капитале 49%) с участием администрации Брянской области с долей в уставном капитале 51% (протокол № 36 от 25.10.2011).

В рамках реализации мероприятий по формированию системы управления бизнес-блоком "Пассажирские перевозки" в 2011 г. разработана и одобрена правлением ОАО "РЖД" Концепция формирования имущественного комплекса и системы управления пригородным подвижным составом и пассажирскими обустройствами в соответствии с которой решением совета директоров ОАО "РЖД" созданы филиалы ОАО "РЖД" – Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава и Центральная дирекция пассажирских обустройств.

Формирование заказа на пригородные пассажирские перевозки

В 2011 году 72 субъекта Российской Федерации заключили 128 договоров на организацию транспортного обслуживания населения с 23 пригородными пассажирскими компаниями, осуществляющих свою деятельность на полигонах железных дорог, и 1 субъект Российской Федерации заключил договор с Дальневосточной железной дорогой.

В 75 договорах с 48 субъектами Российской Федерации не указан размер субсидий на компенсацию выпадающих доходов, вызванные государственным регулированием тарифов в пригороде.

В региональных бюджетах предусмотрены субсидии на компенсацию выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов в объеме 6,0 млрд рублей. (Не предусмотрены средства во Владимирской, Курганской областях, Приморский край, Тверская область).

В 15 регионах обеспечена безубыточность пригородных перевозок (Хабаровский край, Томская область, Омская область, Нижегородская область, Кировская область, Республика Северная Осетия-Алания, Краснодарский край, Республика Хакасия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Башкортостан, Новосибирская область, Волгоградская область, Республика Татарстан, Алтайский край, Красноярский край)

По ряду регионов (6 субъектов) с учетом принятых решений субсидии не требуются – Москва, Московская область, Санкт – Петербург, Астраханская область, Республика Адыгея, и Ленинградская область в связи с тем, что тариф для населения был установлен на уровне экономически обоснованного уровня.

В результате проводимой работы ОАО "РЖД" совместно с пригородными пассажирскими компаниями по внесению поправок в бюджеты регионов на 2011 год, первоначально планируемый объем компенсации выпадающих доходов, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов, увеличен на сумму – 2 млрд рублей.

По итогам 2011г. 8 компаний получили прибыль до налогообложения по виду деятельности пригородные пассажирские перевозки - Центральная ППК, Кузбасс – пригород, Московско – Тверская ППК, Алтай – пригород, Омск – пригород, Экспресс – пригород, Волгоградтранспригород, Кубань Экспресс-пригород.

С учетом налоговых обязательств и платежей пригородными пассажирскими компаниями по итогам работы 2011 г. по всем видам деятельности с положительным финансовым результатом (чистой прибылью) сработало 6 компаний - Северо-Западная ППК, Московско – Тверская ППК, Волгоградтранспригород, Алтай – пригород, Центральная ППК, Кубань Экспресс-пригород.

Финансовые и производственные показатели деятельности ППК в 2011 году

Расчетные убытки на начало 2011 года составляли более 49 млрд рублей. В результате проводимой совместной работой Правительства России, ОАО "РЖД" и перевозчиков удалось переломить ситуацию в лучшую сторону, а именно:

- принято решение о субсидировании инфраструктурных платежей перевозчиков и на эти цели из федерального бюджета выделено 25 млрд рублей (федеральный закон от 01.06.2011 № 105-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2011г., приказ ФСТ России от 27 октября 2011 г. № 249-т/1 зарегистрирован в Минюсте РФ 8 ноября 2011 г. Регистрационный № 22233).

- ОАО "РЖД" приняло решение по уменьшению в 2011 году стоимости услуг, оказываемых ППК (услуги по аренде, эксплуатации, обслуживанию и ремонту подвижного состава). Данные мероприятия были реализованы, в том числе и за счет изменения уровня рентабельности (с 4 % до 0,01 %), а также отказа от индексации ставок на 2011 год относительно 2010 года. Результат этих мероприятий – сокращение убытков Перевозчиков более чем на 9 млрд рублей;

- пригородным компаниям было дано задание по сокращению собственных расходов от уровня заявленного – результат сокращение расходов 1,97 млрд рублей;

Доходы пригородных пассажирских компаний за 2011 год составили 42,8 млрд рублей.

Расходы пригородных пассажирских компаний с учетом установления льготного тарифа на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования составили 48,9 млрд рублей.

Сальдированные убытки (до налогообложения) от перевозок в пригородном сообщении пригородных пассажирских компаний в 2011 году составили 6,1 млрд рублей, при этом без учета прибыльных регионов убытки составили 14,3 млрд рублей.

При этом в региональных бюджетах было предусмотрено субсидий на компенсацию выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов в объеме 6,0 млрд рублей.

Совокупность принятых решений и мер позволили улучшить финансовый результат от пригородных перевозок, убыток от перевозок с учетом субсидий и без учета прибыльных регионов составил 8,6 млрд рублей.

Наименование показателей

млрд рублей

Доход,

42,8

Расходы всего , при ставке инфраструктуры 1%

48,9

Сальдированные убытки по Российской Федерации с учетом снижения ставки инфраструктуры на 99%

6,1

Всего потребность в субсидиях регионов  по Российской Федерации без учета прибыльных субъектов

14,3

Субсидии регионов на 2011г., запланированные. в бюджетах в 2011 году, млнруб.

6,0

   В т.ч. субсидии регионов без прибыльных регионов

5,8

Итого убытки  с учетом субсидий без прибыльных регионов

8,6

Сводная таблица по регионам

Уровень компенсации субъектами РФ

Количество субъектов РФ

Компенсация не требуется

6

100% компенсация

16

> 50 % компенсации

13

< 50% компенсации

34

не предусмотрено

4

Итого

73

Дефицит средств региональных бюджетов для компенсация убытка от пригородных пассажирских перевозок

Слайд 6 (пассажирские перевозки)

Продолжается взаимодействие с органами внутренних дел на транспорте по обеспечению правопорядка, пресечению преступлений и административных правонарушений граждан на объектах пригородного железнодорожного транспорта.

Практика привлечения значительного количества сотрудников транспортной милиции к совместной работе в электропоездах показала свою эффективность: выручка от продажи билетов в электропоездах на этих направлениях выросла практически вдвое, количество правонарушений снизилось почти до нуля.

Расширение каналов реализации проездных документов на пригородные проезда путем внедрения билетопечатающих автоматов (БПА) является одной из стратегических задач для пригородных пассажирских компаний на 2012 год. Выполнение этой задачи позволит пригородным пассажирским компаниям повысить качество услуг и капитализацию компаний.

Обновление пригородного подвижного состава

В целях развития и совершенствования организации пригородных пассажирских перевозок, повышения качества предоставления услуг пассажирам в пригородных поездах, а также улучшения технического состояния моторвагонного подвижного состава производится обновление пригородного подвижного состава.

В 2011 году на сеть железных дорог России для обновления парка моторвагонного подвижного состава было поставлено 526 вагонов, из них:

  • 490 вагонов электропоездов (48 электропоездов) производства ОАО "ДМЗ";
  • 36 вагонов рельсовых автобусов (12 рельсовых автобусов), производства ОАО "Метровагонмаш".

Объем инвестиций составил 10 848,9 млн рублей.

В соответствии новыми нормами, установленными санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, начиная с июля 2011 года, внесены изменения в конструкцию электропоездов. На электропоездах устанавливаются системы микроклимата в салонах (кондиционирования и отопления в зависимости от времени года).

Учитывая жалобы и пожелания пассажиров, тамбуры вагонов электропоездов оборудуются системой принудительной вентиляции, изменена конструкция окон в салонах.

В целях повышения безопасности движения и проезда пассажиров в электропоездах устанавливается система технической диагностики электропоезда в режиме реального времени, герметизированные межвагонные переходы и прислонно-сдвижные автоматические двери.

Для организации движения на направлениях Сочи-Адлер-Аэропорт Сочи и Владивосток – Аэропорт Кневичи в 2011 году закуплено 3 электропоезда ЭД4М и 1 электропоезд ЭД9М с улучшенными характеристиками и вагонами 2 класса.

В 2011 году проводилась модернизация электропоездов в части оборудования пассажирских салонов антивандальными пассажирскими диванами, термопластиковыми панелями, оконными блоками, антивандальными пассажирскими диванами, кондиционерами, установки систем безопасности (пожарная сигнализация и пожаротушение) и необслуживаемых аккумуляторных батарей и гидравлических гасителей. Данная модернизация была направлена на повышение качества обслуживания пассажиров в пригородном сообщении, повышения пожарной безопасности и уменьшения затрат на обслуживание отдельных узлов. Также была проведена модернизация электропоезда ЭД 4М и рельсового автобуса РА-2 для инспекционных поездок. Общий лимит освоенных средств за 2011 год составил 780,7 млн руб. от выделенного лимита 781,1 млн руб.

[1] За исключением ОАО "ПК Сахалин"

[2] Перечень пригородных пассажирских компаний см. приложение

[3] Регистрация компании: 22.02.2011 г.

Версия для печати
screenRenderTime=1