Пассажирские перевозки в международном сообщении

Маркетинговый анализ рынка

За 12 месяцев 2011 г. рынок пассажирских перевозок в дальнем следовании, включающем внутригосударственное и международное сообщение, вырос на 5,9%, достигнув значения 320,6 млрд пасс-км.

Значительный вклад в расширение емкости рынка внесла гражданская авиация России. За 2011 год рост объемов перевозок авиакомпаниями составил 113,4%, в то время как пассажирооборот железнодорожного транспорта сократился на 0,1%. Данные факторы повлияли и на структуру транспортного рынка.

Аналогичная ситуация отмечена и во внутригосударственном сообщении. В то время как рынок пассажирских перевозок вырос на 3,5%, доля железнодорожного транспорта сократилась на 2,1%.

Слайд 3 (пассажирские перевозки)

Наиболее сильной конкурентной угрозой для железнодорожных перевозок в России, как и во всем мире, являются авиационные перевозки, Основными конкурентными преимуществами авиакомпаний являются скорость и, как следствие, время доставки пассажиров; отсутствие ценового регулирования и более высокая ценовая, коммерческая и маркетинговая гибкость авиакомпаний.

Конкурентное окружение ОАО "ФПК"

На сети железных дорог России во внутреннем сообщении (внутригосударственные перевозки), кроме поездов формирования ОАО "ФПК" (95,3% перевозок в 2011г.), курсируют высокоскоростные поезда "Сапсан" (ДОСС – филиал ОАО "РЖД"), поезда и вагоны частных перевозчиков (ЗАО "ГрандСервисЭкспресс", ЗАО "ТрансКлассСервис", ООО "Тверской экспресс", и др.). Их совокупная доля составляет 4,3% от общего количества отправленных пассажиров поездами дальнего следования.

Доля ОАО "ФПК" в дальнем сообщении с учетом сообщения между странами СНГ и Балтии, а также дальнего зарубежья составляет 87,1%.

Слайд 4 (пассажирские перевозки)

Слайд 5 (пассажирские перевозки)Основное влияние на снижение объемов перевозок в международном сообщении оказало сокращение количества перевезенных пассажиров в сообщении со странами СНГ и Балтии по итогам 2011 года на 4% к 2010 году.

В сообщении со странами ближнего зарубежья пассажиропоток за 2011 год по отношению к 2010 году увеличился с Узбекистаном на 11%, Молдовой на 5%, Литвой на 1%. Наиболее сильное падение объемов перевозок отмечено в сообщении с Киргизией (на 34%), Азербайджаном (на 17%), Эстонией (на 11%).

На сегодняшний день основная доля перевезенных пассажиров в сообщении России со странами ближнего зарубежья приходится на долю сообщения с Украиной: в 2010 году – 57%, в 2011 году – 55% от общего количества перевезенных пассажиров. Второе место – сообщение с Белоруссией: в 2010 году – 20%, в 2011 году – 22% от общего количества перевезенных пассажиров.

По итогам 2011 года в сообщении между Россией и странами Дальнего зарубежья отмечено увеличение количества перевезенных пассажиров на 20% по отношению к 2010 году.

Существенное влияние на увеличение количества перевезенных пассажиров в сообщениях Россия – Италия и Россия – Франция оказал запуск в 2010 году поезда формирования ОАО "ФПК" Москва – Ницца, который следует через станции Итальянских, Французских железных дорог.

Холдинг РЖД также предлагает услуги по международным пассажирским перевозкам в 31 страну Европы и Азии, включая 11 тран СНГ. В 2011 г. общий объем международных перевозок составил 19,7 миллионов пассажиров (включая 760,3 тысяч пассажиров, путешествующих в страны или из стран, не входящих в число стран бывшего Советского Союза), что на 3 % меньше по сравнению с данными 2010 г., в том числе в 20 стран дальнего зарубежья Европы и Азию по 57 международным маршрутам, из 16 городов Российской Федерации.

 

Работа по упрощению процедуры пограничного и таможенного контроля пассажиров, пересекающих российско-украинскую границу в поезде Москва-Киев-Москва

С 29.05.2011 г. с вводом нового графика движения начал курсирование по временной технологии поезд № 1/2 Москва-Киев–Москва. Технология предусматривает следующий механизм проведения пограничного и таможенного контроля:

  • при отправлении из Москвы проведение пограничного и таможенного контроля осуществляется во время посадки пассажиров в поезд за 40 минут до отправления;
  • по прибытию в Москву проведение контроля осуществляется в движении поезда на участке Лесной Городок - Киевский вокзал, с возможностью продолжения контрольных операций с пассажирами в вагонах поезда после прибытия на Киевский вокзал в течение до 20 минут.

Указанные мероприятия позволили упростить процедуру пограничного и таможенного контроля, и вцелом создать наиболее комфортные условия для пассажиров при пресечении ими государственной границы Российской федерации в пассажирских поездах, следующих по маршруту Москва-Киев-Москва в ночное время.

Версия для печати
screenRenderTime=1