Услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при пассажирских перевозках

Пассажирооборот по инфраструктуре ОАО "РЖД" составил 139,8 млрд п-км (+0,7% к 2010 г.):

  • в дальнем следовании пассажирооборот – 110,5 млрд п-км (-0,3% к 2010 г.);
  • в пригородном сообщении – 29,3 млрд п-км (+4,6% к 2010 г.).

Услугами железнодорожного транспорта по инфраструктуре ОАО "РЖД" воспользовалось 993,1 млн пассажиров (+4,9% к 2010 г.):

  • в дальнем следовании – 114,8 млн(-0,1% к 2010 г.),
  • в пригородном сообщении – 878,3 млн (+5,6% к 2010 г.).

В пригородном сообщении объективной причиной снижения пассажирооборота является изменение порядка оформления проездных документов федеральным льготникам.

Слайд 2 (пассажирские перевозки)

Пассажирооборот по инфраструктуре ОАО "РЖД", 2004-2011 гг., млрд пасс-км

В дальнем сообщении помимо ОАО "ФПК" и высокоскоростных поездов также организовано движение тремя независимыми перевозчиками: ЗАО ТК "Гранд Сервис Экспресс", ООО "Тверской экспресс", ЗАО "ТрансКлассСервис".

Всего в 2011г. частными перевозчиками перевезено 971 тыс. чел. или 0,8% от общего отправления в дальнем следовании на всем маршруте следования.

В связи с реформированием железнодорожного транспорта и образованием компаний-перевозчиков пассажиров Федеральной службой по тарифам приказом от 27 июля 2010 г. № 156-т/1 были утверждены тарифы на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при пассажирских перевозках в дальнем следовании. Данное тарифное руководство было введено в действие 01.10.2010 г.

Приказом ФСТ России от 28 октября 2010 года № 265-т/1 были утверждены тарифы на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при пассажирских перевозках пассажиров в пригородном сообщении. При его разработке учитывался среднесетевой принцип построения тарифа.

Индексация тарифов на услуги по использованию инфраструктуры принята на уровне индексации грузовых тарифов и составила в 2011 году 8%.

С целью создания условий для сдерживания роста тарифов на пригородные перевозки, снижения тарифной нагрузки на региональные пригородные пассажирские Компании Правительством Российской Федерации:

  • утверждено постановление Правительства РФ от 17 октября 2011 г. № 844 "Об установлении льготного исключительного тарифа на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета ОАО "РЖД" на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении";
  • в федеральном бюджете РФ предусмотрены субсидии на возмещение потерь в доходах ОАО "РЖД" от оказания услуг инфраструктуры при перевозках пассажиров в пригородном сообщении на 2011 год и на 2012 год в размере 25 млрд рублей ежегодно (Федеральный закон РФ от 1 июня 2011 г. № 105-ФЗ и Федеральный закон РФ от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ);
  • установлены льготные исключительные тарифы на услуги по использованию инфраструктуры при перевозках пассажиров в пригородном сообщении для перевозчиков в размере 0,01 от базового уровня на 2011 и 2012 годы (приказ ФСТ России от 27 октября 2011 г. № 249-т/1 и приказ ФСТ России от 29 декабря 2011 г. № 447-т/3).

Фактически были оказаны услуги по предоставлению инфраструктуры для пригородных компаний на 30,2 млрд руб.(с НДС) из который 1% предъявлен к оплате ППК, 99 % составляет 29,9 млрд руб. С учетом размера выделенных субсидий в сумме 25 млрд руб. дефицит бюджетных средств на компенсацию выпадающих от регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры ж.д. транспорта общего пользования, оказываемые ОАО "РЖД" при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении составил 4,9 млрд рублей.

В условиях массового выхода из состава ОАО "РЖД" таких видов деятельности как перевозка пассажиров в дальнем следовании и пригородном сообщении и с учетом ввода в действие нового Порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО "РЖД" (утвержден приказом Минтранса России от 31.12.2010 г. № 311) впервые были сформированы расходы по данной номенклатуре.

В соответствии с указанным порядком ведения раздельного учета фактические расходы за 2011 год по услугам инфраструктуры составили:

  • в дальнем следовании - 68,7 млрд руб.
  • в пригородном сообщении - 32,6 млрд руб.

При этом доходы ОАО "РЖД" от оказания услуг инфраструктуры составили:

  • для пассажирских перевозок в дальнем следовании - 60,7 млрд руб.;
  • для пассажирских перевозок в пригородном сообщении - 25,6 млрд руб. (без учета применения льготного исключительного тарифа).

Таким образом по виду деятельности услуги инфраструктуры по отчету за 2011 год убытки по услугам инфраструктуры составили:

  • в дальнем следовании - 8,1 млрд руб.
  • в пригородном сообщении - 7,0 млрд руб.

Существование сторонних перевозчиков в лице пассажирских компаний (ОАО "ФПК", ЗАО ТК "Гранд Сервис Экспресс", ООО "Тверской Экспресс", а также ППК) и условия их функционирования потребовало установления договорных отношений по определению объема оказываемых услуг, а так же по направлениям следования с учетом эффективности работы перевозчиков. Это привело к значительному изменению как дальности перевозок по отдельным направлениям, так и общему количеству поездов, в том числе за счет увеличения составности. Так в 2011 году количество вагонов в составе поезда в дальнем следовании увеличилась к 2010 году на 1,7%, количество поездов сократилось на 1,5%, в пригородном сообщении количество поездов сократилось на 3%. Учитывая, что при формировании тарифов на услуги по использованию инфраструктуры ОАО "РЖД" при осуществлении пассажирских перевозок была применена методология устанавливающая зависимость уровня тарифов от составности поездов, можно констатировать, что действующий в настоящее время тариф на услуги по использованию инфраструктуры не возмещает в полном объеме расходы ОАО "РЖД".

Версия для печати
screenRenderTime=1