Повышение качества транспортного обслуживания

К концу 2011 года доля приватного парка приблизилась к 100%, а ее прирост составил 20%. Следовательно, возникают потери в использовании парка вагонов, связанные со встречным перемещением порожних приватных вагонов и их нерациональным использованием.

Управление вагонными парками в условиях вывода вагонов в ДЗО (существующая модель)

Слайд 20 (грузовые перевозки)

Основная причина нарушения эксплуатационной работы в условиях растущего количества грузовых вагонов связана с более низкой эффективностью использования парка различных собственников по сравнению с парком грузовых вагонов холдинга "РЖД". Упущенная выгода всей железнодорожной отрасли складывается из многих факторов, таких как:

  • потеря универсальности подвижного состава из-за использования его операторами и собственниками только для перевозки конкретных грузов по конкретным направлениям. Основной принцип задействования вагонов инвентарного парка – это возможность быть загруженными в любом месте сети и любым пригодным грузом, что для приватного вагона не соблюдается;
  • длительные простои порожнего приватного подвижного состава в ожидании наиболее выгодных перевозок, удовлетворяющих интересы оператора, что серьезно затрудняет осуществление перевозочной деятельности. Массовое встречное перемещение однотипных порожних вагонов, принадлежащих разным собственникам, снижает пропускные способности важнейших грузонапряженных направлений, а также увеличивает долю порожнего пробега грузовых вагонов;
  • у операторов и собственников нет стимулов или обязательств по использованию своего подвижного состава на низкодоходных перевозках (социально значимые грузы – ЖКХ, энергетика и др.);
  • значительная нагрузка на инфраструктуру из-за того, что у ОАО "РЖД" нет возможностей влиять на долгопростаивающие порожние вагоны путем их передислокации из мест массовой погрузки и выгрузки, где систематически происходит их скопление;
  • отсутствие у перевозчика возможности ограничивать перевозки порожних вагонов в случаях, когда эти перевозки не подтверждены реальной грузовой базой; – существенный рост сортировочной работы из–за необходимости переработки порожних вагонов, принадлежащих разным собственникам и следующих не обезличенным вагонопотоком инвентарного парка, а как груз на своих осях.

Отработка новых принципов управления приватным парком началась с формирования консолидированного парка из вагонов дочерних компаний.

Консолидация парка вагонов под управлением ОАО "РЖД" (предлагаемая модель)

Слайд 21 (грузовые перевозки)

Реализована схема агентских договоров между ОАО "РЖД", ОАО "ПГК" и ОАО "ВГК", направленная на централизацию грузовой базы двух компаний. Консолидация парка вагонов обеспечивает максимальную подвижность, ускоренное следование к местам погрузки и положительную динамику ключевых показателей, а также обеспечивает возможность разработки рационального плана формирования порожних вагонов.

В 2011 году функционировали 16 координационных советов на железных дорогах и 8–межрегиональных, что позволило специализировать сортировочные мощности железной дороги под маршрутный вагонопоток, существенно сократив его переработку, нерациональное перемещение и простои вагонов в порожнем состоянии.

В 2011 году создана система оперативного управления, базирующаяся на центре управления перевозками ОАО "РЖД" (ЦУП) и 17-и региональных диспетчерских центрах управления перевозками, которые обеспечивают управление движением по сети в режиме реального времени. В этой системе реализованы серьезные инновации, инвестирован большой интеллектуальный потенциал.

Дальнейшим развитием этого направления являются разработка и внедрение на сети железных дорог Единой интеллектуальной системы управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте, призванные создать единую технологически интегрированную систему управления перевозочным процессом, инфраструктурой и безопасностью, основанную на современных программных и интеллектуальных технологиях.

В конечном счете изменится сама схема управления – с переходом от административной системы (управления в рамках дорог) к управлению по технологическому принципу (в рамках единых сквозных технологических процессов в реальном масштабе времени).

Повышение качества обслуживания грузовладельцев, расширение комплекса транспортно-логистических услуг

Идеология развития железнодорожной инфраструктуры предполагает централизованное управление перевозочным процессом, максимальную универсальность подвижного состава, его рациональное использование, снижение времени оборота вагона и сокращение непроизводительного порожнего пробега.

Сеть логистических центров станет основой системы транспортной логистики железнодорожного транспорта, глобальной задачей которых является ускорение продвижения материальных потоков, снижение суммарных затрат отправителей и получателей грузов. Одним из ключевых факторов оптимизации станет возможность не только более точного планирования отгрузки, но и гибкой системы корректировки планов всех участников транспортной системы.

Повышение качества транспортного обслуживания грузовладельцев (улучшение качества планирования)

Слайд 22 (грузовые перевозки)

Не маловажным элементом в организации графикового движения поездов остается координация сотрудничества логистического оператора связанного с поиском оптимального баланса между возможностями исполнителя и потребностями заказчика.

Существующая модель обслуживания грузовладельцев

Слайд 23 (грузовые перевозки)

В 2011 году рынок логистических услуг специфичен и ограничен по своим возможностям, для него характерны: низкий уровень развития логистической инфраструктуры, относительно высокая стоимость логистики, большая пространственная протяженность. Показателем логистической привлекательности являются следующие факторы: качество, затраты, время. Существующая модель обслуживания грузовладельцев имеет ряд серьезных недостатков. При организации перевозки клиент вынужден обращаться в различные Компании для получения той или иной необходимой ему услуги.

Предлагаемая модель обслуживания грузовладельцев включает в себя логистический центр как интегратор всех необходимых грузовладельцу услуг.

Повышение качества обслуживания грузовладельцев за счет развития логистики (предлагаемая модель)

Слайд 24 (грузовые перевозки)

Основной задачей логистического центра должно стать объединение участников комплексного перевозочного процесса с целью синхронизации их действий и продаж комплексной транспортно-логистической услуги.

В настоящий момент ОАО "РЖД" способно оказывать полный комплекс транспортно-логистических услуг.

Слайд 25 (грузовые перевозки)

Основным поставщиком услуг в сегменте логистического и таможенного обслуживания грузоотправителей является РЖД Логистика и Центр таможенной деятельности, предлагающие такие продукты как: услуга "РЖД-Экспресс" (отправка мелких партий грузов сборными, повагонными и контейнерными отправками), организация отправки контейнерных поездов со станций дорог сети на маршрутах массовых контейнеропотоков, обеспечение конкурентоспособного по цене и качеству таможенно-брокерского обслуживания, услуга "продолжение морских линий" - когда международному экспедитору продается линейный контейнерный сервис не только по морской части перевозки, но и с учетом железнодорожной составляющей до конечного пункта погашения контейнерного потока с использованием продукта "блок-трейн" транспортировка контейнера между портом и "сухим портом").

ОАО "РЖД" в 2011 году разработана Концепция создания терминально-логистических центров на территории Российской Федерации.

Документ регулирует технологическое и организационное взаимодействие участников проекта формирования сети терминально-логистических центров (ТЛЦ) на базе инфраструктуры российских железных дорог. В Концепции отображены решения для повышения конкурентоспособности перевозок грузов железнодорожным транспортом за счет формирования современной терминально-логистической инфраструктуры, получения дополнительных доходов за счет расширения масштабов перевозочной деятельности ОАО "РЖД", привлечения на железнодорожный транспорт высокодоходных грузопотоков, повышения эффективности использования объектов имущественного комплекса, привлечения инвестиций в развитие терминально-складского комплекса.

Концепция предусматривает формирование опорной сети, состоящей из:

  • Железнодорожных портов "Балтийский", "Таманский" и "Приморский";
  • ТЛЦ "Белый Раст" в Московской обл.;
  • ТЛЦ в Екатеринбургском, Новосибирском, Калининградском, Нижегородском, Казанском и Волгоградском транспортных узлах.

Реальный объем целевого рынка оценен на уровне 250 – 300 млн тонн в год. В результате реализации настоящей Концепции планируется достижение следующих основных результатов для ОАО "РЖД": увеличение масштабов перевозочной деятельности, снижение себестоимости грузовых перевозок, повышение эффективности инвестиционной деятельности.

Важной задачей в 2011 году было выстраивание и совершенствование логистики грузовых перевозок в универсальных полувагонах различной собственности. Производилась их оптимальная подвязка независимо от принадлежности.

Комплексная услуга включает в себя перевозку грузов со станций российских железных дорог и инфраструктуры ЖДЯ, предоставление вагонов под перевозку грузов, хранение, перевалку и транспортно-экспедиционное обслуживание грузов в порту.

Проводимая работа по внедрению нового транспортного продукта, позволила ОАО "РЖД" перейти на новый формат взаимодействия с портами, в рамках которого ОАО "РЖД" является партнером порта по обеспечению транспортировки груза на условиях различных базисов поставки.

С начала работы проекта (ноябрь 2010 года) по состоянию на 31 декабря 2011 года в рамках комплексного транспортно-логистического обслуживания клиентов перевезено 1 244 тыс. тонн угля.

Доля ОАО "РЖД" в погрузке угля в адрес портов Дальнего Востока (по прямым контрактам между ОАО "РЖД" и стивидорными компаниями) составляет около 3% от общего объема.

В дальнейшие планы ОАО "РЖД", в рамках комплексного транспортно-логистического обслуживания входит расширение перечня организаций-соисполнителей, клиентов и грузоотправителей, расширение географии оказания транспортно-логистических услуг, диверсификация видов услуг, оказываемых клиентам в рамках комплексного транспортно-логистического обслуживания (в том числе организация расчетов за перевозки грузов по территории иностранных государств).

Версия для печати
screenRenderTime=6