Конкурентная среда на транспортном рынке грузовых перевозок

В 2011 году, в процессе реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, продолжилось развитие конкуренции в сфере грузовых железнодорожных перевозок. Так доля ОАО "РЖД" на рынке оперирования грузовыми вагонами по объемам грузооборота сокращена с 78,2% в 2003 году до 5,3% в 2011 году.

В 2003 году доля грузооборота приходящегося на вагоны частных собственников составляла 21,8%, а в 2011 году аналогичный показатель достиг 55,6%.

Структура российского рынка оперирования грузовыми вагонами по объемам грузооборота в 2003-2011 гг., млрд т-км

Слайд 17 (грузовые перевозки)

На российском рынке железнодорожных грузовых перевозок присутствует 1 937 предприятий, осуществляющих перевозки в принадлежащем им подвижном составе. Коэффициент рыночной концентрации (R3)[1], в 2011 г. составил 52,2%, снизившись по сравнению с 2010 г. на 4,3 п.п.

Индекс Герфиндаля[2] за период 2003-2011 гг. сократился в 3,2 раза, что свидетельствует о снижении концентрации рынка железнодорожных грузовых перевозок до умеренного уровня и развитии конкурентной среды на рынке оперирования грузовыми вагонами.

В результате продажи контрольного пакета акций ОАО "Первая грузовая компания" в 2011 году, доля холдинга "РЖД" (по грузообороту) снизилась до 22,6%. Таким образом, на конец 2011 года холдинг "РЖД" не занимает доминирующего положения на рынке[3].

Индексы Герфиндаля рассчитанные по объемам грузооборота[4]

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Без агрегирования компаний, входящих в холдинг "РЖД"

6 281

5 309

4 822

5 665

3 563

2 086

1 644

1 133

741

С агрегированием компаний, входящих в холдинг "РЖД"

6 288

5 316

4 829

4 767

4 171

3 758

3 281

2 674

1 963

Вагонные парки

За 2011 год российский парк грузовых вагонов увеличился на 6,5% и составил более 1 091,8 тыс. вагонов (на 31.12. 2010 г. – 1025,4 тыс. вагонов), в том числе:

  • 603,7 тыс. ед. – парк прочих собственников;
  • 488,1 тыс. ед. – вагоны, принадлежащие холдингу ОАО "РЖД".

Слайд 18 (грузовые перевозки)

 

Слайд 19 (грузовые перевозки)

Основными собственниками грузовых вагонов внутри холдинга ОАО "РЖД" являются:

96,8 тыс. ед. – парк ОАО "РЖД" и его филиалов, включая 25,8 тыс. вагонов ОАО "ВГК" в пользовании ОАО "РЖД" (19,6% парка грузовых вагонов холдинга).

  • 191,5 тыс. ед. – парк ОАО "ПГК" (39,3%)
  • 144,4 тыс. ед. – парк вагонов ОАО "ВГК" (29,7%)
  • 55,3 тыс. ед. – парк других ДЗО ОАО "РЖД" (11,4%),

в том числе:

  • 23,6 тыс. вагонов – ОАО "Трансконтейнер";
  • 6,6 тыс. вагонов – ОАО "Рефсервис";
  • 1,9 тыс. вагонов – ОАО "РейлТрансАвто";
  • 22,8 тыс. вагонов – ЗАО "Русагротранс";
  • 0,4 тыс. вагонов – ОАО "ВРК-1", ОАО "ВРК-2", ОАО "ВРК-3".

Закупки новых грузовых вагонов

Начиная с 2009 года основную закупку вагонов в Холдинге осуществляют дочерние общества Компании, которым передан подвижной состав.

 В  2011 году ОАО "РЖД" закупило 200 вагонов-хопперов,  ДЗО закупили 10 152 грузовых вагона, в том числе: 7 805 полувагонов, 1 144 крытых вагонов, 206 вагонов-хопперов, 50 цистерн, 947 фитинговых платформ.

Динамика изменения парка грузовых вагонов холдинга "РЖД", ед.

Год

2007

2008

2009

2010

2011[5]

ВСЕГО по холдингу "РЖД"

623 439

617 022

576 454

518 792

488 041

в т.ч.

ОАО "РЖД"

416 468

380 892

339 256

213 759

96 838

ОАО "ПГК"

25 158

172 455

193 332

195 072

191 467

ОАО "ВГК"

0

0

0

60 821

144 360

ЗАО "РусАгроТранс"

0

2 837

7 847

16 045

22 789

ОАО "Трансконтейнер"

21 435

24 331

24 255

24 034

23 606

ОАО "Рефсервис"

6 840

10 625

10 120

7 420

6 692

ОАО "Рейл- ТрансАвто"

1 696

1 847

1 640

1 642

1 918

ОАО "ВРК-1", ОАО "ВРК-2", ОАО "ВРК-3"

0

 

 

 

371

[1] Процентное отношение грузооборота, выполненного в подвижном составе трех крупнейших компаний-собственников (в т.ч. холдинга "РЖД"), к общему объему грузооборота сети железных дорог

[2] Рассчитан как сумма квадратов долей, занимаемых в грузообороте всеми действующими на рынке перевозок субъектами (с агрегированием компаний, входящих в холдинг "РЖД")

[3] В расчетах принято допущение, что до конца 2011 года ОАО "ПГК" оставалось в структуре Холдинга, хотя аукцион прошел 28 октября 2011 года. ОАО "НТК" официально стало владельцем 75% минус 2 акции ОАО "ПГК" 26 декабря 2011 года после завершения сделки

[4] по полному кругу собственников подвижного состава

[5] Подробная информации о структуре вагонного парка холдинга "РЖД" по родам вагонов находится в приложении.

Версия для печати
screenRenderTime=1