Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года

Целевая модель определяет перспективы развития и преобразований рынка железнодорожных транспортных услуг в сфере грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года. Основной целью реформирования рынка грузовых железнодорожных перевозок является удовлетворение потребности экономики и отдельных пользователей услуг железнодорожного транспорта в перевозках грузов, а также ликвидация инфраструктурных ограничений экономического развития Российской Федерации.

Целевая модель предусматривает:

  • сохранение ОАО "РЖД" в качестве общесетевого грузового перевозчика и владельца инфраструктуры;
  • развитие рынка оперирования грузовым железнодорожным составом;
  • развитие конкуренции в сфере грузовых железнодорожных перевозок "в экспериментальном режиме" путем создания нормативных и экономических условий для формирования института локальных грузовых перевозчиков;
  • совершенствование модели государственного тарифного регулирования;
  • разработку модели регуляторного контракта по содержанию и модернизации инфраструктуры как закрепленной на законодательном уровне системы договоров между владельцем инфраструктуры и государством.

План по реализации Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года

В целях своевременного решения задач, поставленных Целевой моделью, 13 апреля 2011 года на заседании Правительственной комиссии по транспорту и связи был утвержден План по реализации Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года.

План по реализации Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года (далее - План) закрепляет перечень мероприятий и сроки их исполнения по каждому из направлений реформирования рынка грузовых железнодорожных перевозок.

В рамках реализации мероприятий по завершению формирования рынка оперирования, предусмотренных Планом:

  • завершилось формирование уставного капитала ОАО "ВГК" (передано 151,3 тыс. вагонов, на сумму 46,1 млрд. руб.). С окончанием передачи вагонов в ОАО "ВГК" парк практически упразднен и грузовые перевозки полностью обеспечиваются приватными вагонами.
  • 28 октября 2011 г. состоялся аукцион по продаже 75% минус 2 акции крупнейшей операторской Компании - ОАО "Первая грузовая компания". Победителем аукциона признана "Независимая транспортная компания", входящая в UCL Holding, предложившая 125,5 млрд. рублей. Приобретение ОАО "ПГК" одним из частных операторов стало важным шагом на пути к развитию полноценной конкуренции на рынке операторских услуг.

Однако, стремительное изменение структуры рынка оперирования грузовым составом (фактическое упразднение инвентарного парка, на фоне роста числа частных операторов) в совокупности с существенным отставанием формирования регуляторной среды, в том числе нормативно-правового обеспечения этого рынка привело к осложнению ситуации летом 2011 года, связанной с невывозом грузов из части регионов страны.

Для стабилизации рынка ОАО "РЖД" совместно с федеральными органами исполнительной власти разработан пакет срочных мер, в том числе по совершенствованию нормативной базы и тарифного регулирования отрасли.

Ключевыми стали решения:

  • о консолидации парка универсальных полувагонов под управлением ОАО "РЖД" путем передачи в аренду ОАО "РЖД" полувагонов, принадлежащих ОАО "ВГК" и другим собственникам и необходимости утверждения порядка расчета и правил применения тарифов на перевозки грузов в привлеченных вагонах (постановление Правительства Российской Федерации № 1051 от 20 декабря 2011 г.);
  • о необходимости доработки и внедрении эффективной технологии управления вагонным парком в условиях множественности операторов подвижного состава и отсутствия инвентарного парка (протокол правительственной Комиссии по транспорту и связи от 29 ноября 2011 г.).

В связи с этим, Правительственной комиссией по транспорту и связи в ноябре 2011 года принято решение внести изменения в План в части переноса мероприятий по реализации пилотных проектов создания частных перевозчиков до момента отработки и внедрения эффективной технологии управления приватным парком.

Регуляторный (сетевой) контракт, регламентирующий долгосрочные отношения государства и владельца инфраструктуры

В целях обеспечения инфраструктурных условий для устойчивого экономического роста, необходимого уровня пропускных способностей железнодорожной инфраструктуры Планом предусмотрена разработка механизма долгосрочного взаимодействия государства и владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, с определением форм и условий такого взаимодействия.

Опыт последних лет показывает, что существенным ограничением для дальнейшего расширения, развития и оптимизации деятельности является ограничение финансовых средств на реализацию необходимых мероприятий.

В условиях ограничения роста тарифов рентабельность деятельности ОАО "РЖД" остается низкой, а собственные инвестиционные источники Компании ограничены. Предусмотренная при реализации ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" инвестиционная составляющая в тарифе отсутствует. Государственная поддержка направлена, в основном, на покрытие операционной деятельности и на решение государственных задач по развитию сети железных дорог.

Поэтому для реализации планов по модернизации и инновационному развитию железнодорожного транспорта, а также в целях формирования сбалансированной финансово-экономической модели развития с активным участием государства в 2011 году был разработан и проходит стадию согласования с федеральными органами власти проект Концепции "сетевого контракта" на эксплуатацию и развитие инфраструктурного комплекса ОАО "РЖД", а также начались подготовительные работы по пилотному этапу "сетевого контракта".

В соответствии с концепцией, сетевой контракт - долгосрочный договор, заключаемый между государством (в лице Российской Федерации) и владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (в лице ОАО "РЖД"). В сетевом контракте устанавливаются обязательства сторон по обеспечению целевого состояния инфраструктурного комплекса.

Выбор договорной формы взаимодействия государства и ОАО "РЖД" обусловлен необходимостью обеспечить возможность долгосрочного планирования Компанией мероприятий по развитию инфраструктуры, в том числе по расшивке "узких" мест.

Создание дочерних и зависимых обществ в рамках реализации Программы структурной реформы

В 2011 году в рамках структурной реформы на железнодорожном транспорте было создано 9 дочерних и зависимых общества, в том числе в сферах оперирования грузовыми вагонами, пассажирских перевозок, промышленного производства, контрактной логистики, научно-технической деятельности, терминально-складских услуг и ремонта грузовых вагонов. Всего за время реформирования советом директоров ОАО "РЖД" приняты решения о создании 84 дочерних и зависимых обществ, в том числе 54 на третьем этапе (с 2006 г. по 2010 г.).

На 31 декабря 2011г. ОАО "РЖД" владеет акциями (долями) 173 обществ (169 обществ – 2010 год)[1], в том числе:

  • 100 дочерних обществ (доля ОАО "РЖД" уставном капитале обществ составляет более 50%);
  • 53 зависимыми обществами (доля ОАО "РЖД" от 20 до 50% уставных капиталов обществ);
  • 20 обществами, вклад ОАО "РЖД" в уставные капиталы которых составляет менее 20%.

Объем дивидендных поступлений от дочерних и зависимых обществ на расчетный счет ОАО "РЖД" в 2011 году составил 22,4 млрд. рублей, из которых 11,9 млрд. рублей - сумма дивидендов по итогам деятельности за 2010 год, а 10,5 млрд. рублей - совокупные дивиденды за первое полугодие 2011 года. По итогам 2011 года ожидаемая сумма начисляемых ОАО "РЖД" дивидендов составляет 7,5 млрд. рублей.

Дочерние и зависимые общества, созданные в 2011 году

№ 

Наименование общества

Дата гос. рег-ции общества

Доля

ОАО "РЖД"

в уставном капитале, %

1.

ОАО "Южно-Уральская пригородная пассажирская компания"

(ОАО "Южно-Уральская ППК")

22.02.2011

100% - 1 акция

2.

ОАО "Люблинский литейно-механический завод"

(ОАО "Люблинский ЛМЗ")

15.03.2011

100% - 1 акция

3.

ОАО "Байкальская пригородная пассажирская компания"

(ОАО "Байкальская ППК")

01.04.2011

50% - 1 акция

4.

ОАО "Вагонная ремонтная компания–1" (ОАО "ВРК-1")

14.04.2011

100% - 1 акция

5.

ОАО "Вагонная ремонтная компания–2" (ОАО "ВРК-2")

14.04.2011

100% - 1 акция

6.

ОАО "Вагонная ремонтная компания–3" (ОАО "ВРК-3")

14.04.2011

100% - 1 акция

7.

ОАО "Московская кольцевая железная дорога" (ОАО "МКЖД")

23.06.2011

50%

8.

ОАО "Забайкальская пригородная пассажирская компания"

(ОАО "Забайкальская ППК")

23.11.2011

51%

9.

ОАО "Пассажирская компания Сахалин"

23.12.2011

100% - 1 акция

ОАО "Люблинский ЛМЗ"

Целью создания дочернего общества  ОАО "РЖД" в сфере производства запасных частей для подвижного состава является обеспечение долгосрочной потребности транспортной системы РФ в запасных частях для железнодорожного транспорта. Основной специализацией ОАО "Люблинский ЛМЗ" является серийный и массовый выпуск запасных частей для железнодорожного подвижного состава.

ОАО "Московская кольцевая железная дорога"

ОАО "Московская кольцевая железная дорога" созданно совместно с Правительством Москвы для реализации проекта реконструкции и развития Малого кольца Московской железной дороги. Деятельность ОАО "МКЖД" направлена на развитие инфраструктуры Малого кольца Московской железной дороги, ее интеграцию в единую транспортную систему города Москвы, открытие пассажирского движения по Малому кольцу Московской железной дороги.

Вагоноремонтные Компании (ВРК)

ОАО "ВРК– 1", ОАО "ВРК – 2", ОАО "ВРК – 3" созданы на базе имущества подразделений Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов – филиала ОАО "РЖД", основным видом деятельности которой являлось проведение плановых ремонтов грузовых вагонов. Основными целями создания дочерних обществ является обеспечение долгосрочных потребностей железнодорожного транспорта в плановых видах ремонта грузовых вагонов, повышение экономической эффективности вагоноремонтного комплекса при гарантированном обеспечении безопасности перевозочного процесса. Созданные Компании будут осуществлять деповской и капитальный ремонт грузовых вагонов, изготовление (восстановление) запасных частей грузовых вагонов и ремонт колесных пар.

В течение 2011 года были проданы пакеты акций 5 дочерних обществ ОАО "РЖД":

Наименование общества

Размер проданного пакета

Сумма денежных поступлений, млрд. рублей

Доля ОАО "РЖД" в уставном капитале на 31.12.2011

1.

ОАО "ТрансКредитБанк"

29,39%

18,1 (с учетом аванса за второй пакет)

25% + 1 акция

2.

ОАО "ЭЛТЕЗА"

50% - 2 акции

2

50% + 1 акция

3.

ОАО "ПГК"

75% - 2 акции

125,5

25% + 1 акция

4.

ОАО "Рославльский ВРЗ"

100% - 1 акция

2,45

-

5.

ОАО "Барнаульский ВРЗ"

100% - 1 акция

1,25

-

 

Итого:

 

149,3

 

Изменения в корпоративной структуре, произошедшие в 2011 году и не связанные с созданием дочерних обществ и продажей их акций:

Наименование общества

Доля ОАО "РЖД" в уставном капитале на 31.12.2010

Доля ОАО "РЖД" в уставном капитале на 31.12.2011

Комментарий

ОАО "Торговый дом РЖД"

25,03%

50,13%

Увеличение доли произошло в результате выкупа и погашения обществом собственных акций

КИТ Финанс Инвестиционный банк (ОАО)

27%

19,29%

Уменьшение доли произошло в результате размещения обществом дополнительных акций

ОАО "Золотое звено"

13,85%

-

Общество ликвидировано на основании решения Арбитражного суда Хабаровского края.

Пригородные пассажирские Компании

Создание пригородных пассажирских компаний (далее – ППК) совместно с субъектами Российской Федерации направлено на обеспечение прозрачности расходов, ликвидации перекрестного субсидирования, формирования экономически обоснованных тарифов. Данные проблемы должны быть решены с помощью внесения дополнительных мер, в том числе и законодательного характера, направленных на выстраивание взаимоотношений перевозчиков с субъектами РФ для осуществления необходимых объемов пригородных перевозок, позволяющих осуществление перевозочной деятельности в условиях полной компенсации выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов. В 2011 году созданы 4 ППК, осуществляющих свою деятельность на полигонах Восточно-Сибирской, Дальневосточной, Забайкальской и Южно-Уральской железных дорог. С 2011 года по инфраструктуре ОАО "РЖД" ППК осуществляются все пригородные железнодорожные пассажирские перевозки в стране[2].

[1] Подробную информацию см. в приложении

[2] Кроме ОАО "Пассажирская компания Сахалин"

Версия для печати
screenRenderTime=2