Принципы государственного регулирования и формирования тарифной политики в отношении ОАО "РЖД"

Одной из основных задач, поставленных Правительством Российской Федерации в Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте, является развитие конкурентного сектора в сфере оперирования грузовыми вагонами. Это было объективной необходимостью и обусловлено тем, что в течение длительного периода государственные приоритеты по созданию необходимых ресурсов для инвестиций отдавались другим отраслям промышленности за счет ограничения темпов индексации цен (тарифов) субъектов естественных монополий.

На протяжении всего периода становления в России рыночных отношений и, особенно, в периоды преодоления негативных последствий кризисных явлений конца 90-х годов, мирового финансового кризиса 2008 – 2009 годов, на железнодорожный транспорт возлагалась роль стабилизирующего звена в экономике страны. Предпринятые на государственном уровне жесткие ограничительные меры тарифного регулирования в отношении федерального железнодорожного транспорта фактически означали введение механизма перекрестного субсидирования отраслей экономики за счет железнодорожного транспорта.

За период с 1991 г. по 2011 г. железнодорожные тарифы были проиндексированы лишь в 99,6 раза при росте цен в промышленности в 152,0 раза, при этом, для сравнения, за этот же период тарифы других производителей промышленности продукции увеличились следующим образом:

  • в топливной промышленности цены увеличились в 473,1 раза;
  • в угольной промышленности – 341,9 раза;
  • в черной металлургии – в 222,9 раза;
  • в электроэнергетике – в 176,8 раза.

В результате основной проблемой железнодорожного транспорта стал дефицит инвестиционных ресурсов, необходимых для простого и расширенного воспроизводства основных фондов.

Слайд
15

Слайд 16

Изменения тарифов на грузовые и пассажирские перевозки в 2011 году

В течение 2011 года были увеличены следующие тарифы:

  • грузовые железнодорожные перевозки - повышение в среднем по году на 8%;
  • пассажирские перевозки в дальнем следовании:
  • в регулируемом сегменте (плацкартные и общие вагоны) - повышение на 10%;
  • в дерегулированном сегменте (вагоны купе и СВ)- повышение на 5%.

При этом рост индекса потребительских цен в 2011 году составил 6,1% (к декабрю 2010 года или 8,4% (в среднем за год).

Кроме того, в настоящее время вагонная составляющая за пользование подвижным составом собственников не подлежит регулированию и устанавливается ими самостоятельно.

При этом складывающиеся рыночные цены на использование собственного вагонного парка характеризуются превышением стоимости перевозки грузов по отношению к тарифам, предусмотренным Прейскурантом № 10-01 для общего парка.

Слайд 72

Изменения транспортной составляющей в цене готовой продукции

В связи с опережающим ростом цен в большинстве отраслей промышленности над ростом железнодорожных тарифов, сложилась тенденция снижения средневзвешенной транспортной составляющей в цене продукции, перевозимой железнодорожным транспортом.

Анализ изменения транспортной составляющей в цене готовой продукции с учетом фактических параметров индексации тарифов в 2003-2011 гг. показал, что по отношению к уровню 2003 года, когда был введен в действие новый Прейскурант №10-01, уровень транспортной составляющей снизился практически по всей основной номенклатуре перевозимых грузов. Так, в цене мазута произошло снижение транспортной составляющей на 13,4 п.п., бензина на 2,1 п.п. нефти сырой на 6,7 п.п., дизельного топлива на 2,9 п.п., коксующегося угля на 9,7 п.п., энергетического угля на 5,0 п.п., чугуна на 1,0 п.п., пиломатериалов на 2,0 п.п., леса круглого на 3,3 п.п., руды железной на 11,8 п.п. (расчет проводился на фактической дальности перевозок 2003 года, что исключает влияние изменения структуры грузопотоков по направлениям и дальности перевозок).

Слайд 17

Мероприятия по оптимизации стоимости услуг при предоставлении вагонов частных операторских компаний

С созданием дочерних обществ ОАО "РЖД" ОАО "ПГК" (в 2008 году) и ОАО "ВГК" (в 2010 году), а также продажей 28 октября 2011 года на открытом аукционе контрольного пакета акций ОАО "ПГК" завершился процесс формирования конкурентного рынка в операторском сегменте.

Однако в условиях, когда частный бизнес нацелен только на извлечение максимальной прибыли, складывающаяся ситуация на рынке оперирования грузовыми вагонами привела к нерациональному использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта, возникновению дефицита пропускных способностей, увеличению времени простоя вагонов, росту встречных порожних пробегов. Это негативно отражается как на должной удовлетворенности потребителей услуг железнодорожного транспорта, так и оказывает существенное влияние на увеличение их транспортных расходов за счет завышенной стоимости услуг по предоставлению вагонов частными операторскими компаниями.

В целях упорядочения ценообразования в конкурентном сегменте рынка работ (услуг), а также создания условий для формирования новой технологии управления приватным парком грузовых вагонов, Правительством Российской Федерации 20 декабря 2011 года принято постановление "О порядке привлечения открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" для перевозок грузов универсальных полувагонов иных собственников и об установлении особого порядка ценообразования на перевозки грузов в указанном подвижном составе" (№1051).

На основании данного постановления Правительства Российской Федерации: разработан "Порядок расчета тарифов на перевозки грузов в привлеченных вагонах и правил их применения" утвержденный Приказом ФСТ России от 27 декабря 2011 г. № 444-т/4.

На первом этапе реализации постановления Правительства Российской Федерации ОАО "РЖД" будет привлекать для перевозок грузов полувагонов универсального типа, принадлежащие ОАО "ВГК". В дальнейшем планируется расширить перечень типов привлекаемых вагонов, в том числе и вагонов иных собственников. В целях создания нормативной правовой базы регулирующей взаимодействие ОАО "РЖД" и операторов при привлечении вагонов, будут определены основы правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава, их права и обязанности, а также принципы и порядок их взаимодействия с перевозчиками и иными участниками перевозочного процесса, в том числе разработаны правила и условия передачи и возврата указанного железнодорожного подвижного состава, определены условия и порядок принятия решений, обязывающих операторов железнодорожного подвижного состава передавать в аренду или на ином законном основании ОАО "РЖД" определенное количество вагонов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании.

Тарифы на пригородные пассажирские перевозки

В соответствии с федеральным законом от 06.10.99 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ст. 26.3) организация транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении осуществляется субъектами РФ за счет средств региональных бюджетов.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации":

  • тарифы на пригородные пассажирские перевозки устанавливаются на экономически обоснованном уровне;
  • потери в доходах организаций железнодорожного транспорта в случае установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня компенсируются за счет бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы государства в полном объеме.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. № 950 органы регулирования (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации) осуществляют государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий путем установления цен (тарифов) и (или) их предельного уровня на пригородные пассажирские перевозки.

Учитывая социальную направленность пригородных перевозок, определение субъектами РФ стоимости проезда в электропоездах осуществляется на уровне гораздо ниже фактической себестоимости, что приводит к убыточности пригородных пассажирских перевозок.

Важнейшим условием обеспечения безубыточности пригородного комплекса является законодательное закрепление на федеральном уровне обязательств субъектов Российской Федерации по полной компенсации выпадающих доходов перевозчиков от регулирования тарифов региональными органами власти.

Для решения этой задачи необходимо скорейшее принятие закона "Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации", в соответствии с которым организация регулярного пассажирского сообщения в пригородном сообщении будет осуществляться путем размещения заказов регионов на оказание услуг по организации перевозок пассажиров на определенных маршрутах пассажирского железнодорожного сообщения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Проект закона "Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации" находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации.

Помимо этого в 2011 году были утверждены изменения, которые вносятся в Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1140, в соответствии с которыми перевозчики теперь будут самостоятельно заключать договоры на перевозку граждан - получателей социальных услуг.

Тарифы на Едином экономическом пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕЭП)

С созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана государства-участники должны получить новые рынки сбыта продукции, возможности для увеличения экспорта и общего товарооборота. Одним из принципов торговых отношений является снижение странами своих торговых барьеров и обеспечение более свободного осуществления торговли.

Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 9 декабря 2010 года подписаны: Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики, Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий, Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий.

Соглашением о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта предусматривается выравнивание тарифов на перевозки грузов по железным дорогам государств-участников ЕЭП во всех видах сообщения.

В целях реализации международных договоренностей Российской Федерации определенных данным Соглашением в 2010 – 2011 годах проведена значительная работа по унификацию тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов. В 2012 году по унифицированным тарифам будет осуществляться до 94% общего объема перевозок грузов (кроме транзита) и до 70% – от объема перевозок через погранпереходы. Завершение унификации тарифов по видам сообщения планируется осуществить до 2013 года, как это предусмотрено Соглашением о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики.

Тарифная политика железных дорог государств-участников Содружества Независимых Государств (Тарифная политика СНГ)

Тарифная политика СНГ действует в рамках Тарифного Соглашения железнодорожных администраций государств-участников Содружества Независимых Государств от 17 февраля 1993 года.

В 2011 году на российских железных дорогах введен единый порядок расчетов тарифов за транзитные перевозки грузов независимо от вида сообщения, т.е. расчет ставок на транзитные перевозки грузов из третьих стран в третьи страны с 2011 года по ОАО "РЖД" осуществляется по ставкам Тарифной политики СНГ.

С 2011 года, по согласованию со всеми железнодорожными администрациями – участницами Тарифного Соглашения, изменен порядок определения базовых ставок Тарифной политики железных дорог государств – участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении. Данный порядок позволил исключить переломы, а также необоснованное снижение тарифа с ростом дальности перевозок. Таким образом обеспечено соблюдение главного принципа тарифообразования – увеличения тарифов с ростом дальности перевозки.

Кроме этого в 2011 году для создания конкурентных условий перевозок транзитных грузов в вагонах общего парка железных дорог и в приватном подвижном составе установлен коэффициент 0,7 (вместо действующего в 2010 году коэффициента 0,85). В этой связи установлены единые индексы к базовым ставкам на перевозку отдельных грузов повагонными отправками независимо от принадлежности подвижного состава.

[1] Источник: Росстат и статистическая отчетность ОАО "РЖД"

Версия для печати
screenRenderTime=1