Производственные достижения и основные операционные показатели

В 2011 году Компания выполнила основные бюджетные параметры по погрузке грузов, качественным показателям использования подвижного состава, производительности труда и снижению себестоимости, обеспечила рентабельную работу, реализовала основные приоритетные инвестиционные проекты.

По итогам года объем погрузки грузов составил 1 241,5 млн тонн (+3,0% к уровню 2010 года). 

Грузооборот, с учетом порожнего пробега приватных и арендованных вагонов, возрос на +8,1% к 2010 году и составил 2 704,8 млрд т-км.

В 2011 году ОАО "РЖД" обеспечило положительную динамику основных финансово-экономических показателей.

Доходы по перевозкам составили 1 109,1 млрд руб., что на 2,8% выше уровня 2010 года.

Расходы по перевозкам составили 1 050,8 млрд руб., что на 6,5% выше уровня 2010 года.

Себестоимость железнодорожных перевозок в 2011 году составила 369,4 коп./10 прив. ткм., что ниже уровня 2010 года на 0,8%.

Целенаправленная работа по максимизации доходов, оптимизации расходов, продажа акций дочерних и зависимых обществ позволили Компании получить чистую прибыль в размере 16,8 млрд рублей.

Инвестиционная программа ОАО "РЖД" была увеличена с первоначальных 349 млрд руб. до 396,3 млрд руб., что 25% больше, чем в 2010 году. В результате, выполнение инвестиционной программы составило 395,4 млрд руб. - 99,8% от плана. 

Компанией сохранен кадровый потенциал и обеспечена социальная стабильность в коллективах.

Среднемесячная заработная плата работников ОАО "РЖД", занятых на перевозках, за 2011 год возросла на 13,8% и составила 33 485 руб. (2010 год – 29 432 руб.). В реальном исчислении (с учетом инфляции) заработная плата возросла на 5,0%.

В начале 2011 года результаты проводимых структурных преобразований на железнодорожном транспорте получили положительную оценку на заседании Президиума Правительства Российской Федерации. Руководством страны принято решение продлить реформу на железнодорожном транспорте еще на пять лет в рамках реализации четвертого этапа и Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года.

В соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации планом, ОАО "РЖД" начало поэтапную реализацию Целевой модели.

Завершено формирование уставного капитала дочерней Компании ОАО "РЖД" – ОАО "ВГК" (передано 151,3 тыс. вагонов). С окончанием передачи вагонов в ОАО "ВГК" грузовые перевозки практически полностью обеспечиваются приватными вагонами.

В октябре 2011 г. продан контрольный пакет акций дочерней Компании ОАО "РЖД" – ОАО "ПГК" за рекордную сумму 125,5 млрд руб., что стало знаковым событием в истории приватизации железнодорожного имущества. Приобретение ОАО "ПГК" одним из частных операторов стало важным шагом на пути к развитию полноценной конкуренции на рынке операторских услуг.

Завершены процедуры по продаже дочерних обществ ОАО "ЭЛТЕЗА" (50% минус 2 акции) и ОАО "ТрансКредитБанк" на общую сумму более 20 млрд руб.

Продажа акций ДЗО формирует ресурсы для финансирования инвестиционных программ, а также способствует развитию полноценной конкуренции на рынке соответствующих услуг.

Всего в 2011 году от продажи акций дочерних компаний ОАО "РЖД" получено 149,3 млрд руб.

В течение 2011 года ОАО "РЖД" фокусировало усилия на более полном использовании конкурентных преимуществ, в том числе и геополитического положения России.

Первоочередным при этом стало сотрудничество с железнодорожными администрациями СНГ и Балтии в рамках Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества. ОАО "РЖД" выступает "системным интегратором" деятельности железнодорожных администраций на "пространстве 1520", обеспечивая единство и целостность этой крупнейшей железнодорожной системы в мире.

В течение 2011 года в рамках реализации проекта развития железнодорожной инфраструктуры Монголии значительное внимание уделялось проекту освоения угольного месторождения Таван Толгой.

Продолжилась реализация проекта восстановления Транскорейской магистрали – реконструкция участка железной дороги Хасан (РФ) – Раджин (КНДР) и строительства в порту Раджин грузового терминала.

Практически завершена реализация проекта электрификации железнодорожной линии Тебриз – Азаршахр на территории Ирана.

В рамках четырехстороннего совместного предприятия России, Австрии, Словакии и Украины продолжилась подготовка к тендеру на разработку полного технико-экономического обоснования проекта создания прямого железнодорожного сообщения до Вены, уточнение прогноза потенциальных грузопотоков, а также подготовка предложений по условиям финансирования.

В условиях динамичного развития внешнеэкономических связей России ОАО "РЖД" уделяет значительное внимание обслуживанию экспортно-импортных транспортных потоков и трансконтинентальных транзитных перевозок.

Приоритетом в этой работе является укрепление сотрудничества между холдингом "РЖД" и Министерством железных дорог КНР в области железнодорожных перевозок грузов, включая транзитные контейнерные перевозки из Китая в Европу и в обратном направлении.

В целях освоения перспективных объемов перевозок грузов на данном направлении с Народным правительством г. Чунцина и Министерством железных дорог КНР ОАО "РЖД" подписало Меморандум о трехстороннем сотрудничестве в области развития транзитного железнодорожного коридора Чунцин – Дуйсбург.

Хорошие перспективы развития есть у совместного предприятия "Рейл-Контейнер", созданного ОАО "ТрансКонтейнер" и компанией CRIMT ("China Railway International Multimodal Transport"). Создание этого совместного предприятия отражает качественное изменение отношения к перспективам транзита по Транссибу со стороны Китая и его готовность выстраивать логистическое сотрудничество в трехстороннем формате "Россия – Китай – Европа".

Совместно с китайской стороной на протяжении 2011 года прорабатывались вопросы развития существующих железнодорожных пунктов пропуска с целью полного обеспечения внешнеторговых грузопотоков, следующих через регионы Дальнего Востока и северо-востока Китая.

В целях интеграции в глобальный транспортный рынок и содействия внедрению передовых технологий на российских железных дорогах холдингом "РЖД" активно расширяется сотрудничество с международными транспортными организациями и ЕС.

Ключевые показатели деятельности ОАО "РЖД" за 2009-2011 гг.[1]

Объем перевозок

ед. измерен.

2009

2010

2011

Погрузка

млн тонн

1 108,2

1 205,8

1 241,5

Грузооборот, в т.ч.

млрд т-км

2 271,3

2 501,8

2 704,8

без вагонов иных собственников и арендованных вагонов в порожнем состоянии

млрд т-км

1 865,3

2 011,3

2 127,8

в вагонах иных собственников и арендованных вагонов в порожнем состоянии

млрд т-км

406,0

490,5

576,9

Пассажирооборот

млрд пасс-км

151,5

138,9

139,8

Показатели операционной эффективности

ед. измерен.

2009

2010

2011

Участковая скорость

Км/час

41,6

41,2

37,1

Оборот грузового вагона

суток

7,45

13,44[2]

14,40

Средний вес грузового поезда

тонн

3 855

3 867

3 868

Темп роста производительности труда

%

101,8

117,4

117,5

Финансовые результаты

ед. измерен.

2009

2010

2011

Доходы всего

млрд руб.

1 050,1

1 195,1 

1288,3

Доходы от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги

млрд руб.

956,8

1079,3

1109,1

От грузовых перевозок

млрд руб.

783,0

936,2

1003,1

Предоставление услуг локомотивной тяги

млрд руб.

11,0

11,8

11,4

Предоставление услуг инфраструктуры

млрд руб.

11,8

88,4

87,2

От пассажирских перевозок

млрд руб.

151,0

42,9

7,4

в дальнем следовании

млрд руб.

132,6

29,1

7,4

в пригородном сообщении

млрд руб.

18,4

13,8

0

Доходы от прочих видов деятельности

млрд руб.

93,3

115,8

179,2

Расходы всего

млрд руб.

999,9

1 084,2

1215,5

Расходы от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги

млрд руб.

913,8

986,4

1050,8

От грузовых перевозок

млрд руб.

691,1

796,1

933,2

Предоставление услуг  локомотивной тяги

млрд руб.

8,3

8,8

8,4

Предоставление услуг инфраструктуры

млрд руб.

11,1

86,2

102,2

От пассажирских перевозок

млрд руб.

203,3

95,3

7,0

в дальнем следовании

млрд руб.

160,1

52,2

6,9

в пригородном сообщении

млрд руб.

43,2

43,1

0,1

Расходы от прочих видов деятельности

млрд руб.

86,1

97,8

164,7

Прибыль всего

млрд руб.

50,2

110,9

72,8

Прибыль от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги

млрд руб.

43,0

92,9

58,3

От грузовых перевозок

млрд руб.

91,9

140,1

69,9

Предоставление услуг локомотивной тяги

млрд руб.

2,7

3,0

3,0

Предоставление услуг инфраструктуры

млрд руб.

0,7

2,2

-15,0

От пассажирских перевозок

млрд руб.

-52,3

-52,4

0,4

в дальнем следовании

млрд руб.

-27,5

-23,1

0,5

в пригородном сообщении

млрд руб.

-24,8

-29,3

-0,1

Прибыль от прочих видов деятельности

млрд руб.

7,2

18,0

14,5

Результат от прочих доходов и расходов

млрд руб.

10,1

15,0

3,8

EBITDA[3]

млрд руб.

263,2

324,2

271,4

Прибыль (убыток) до налогообложения (EBIT)

млрд руб.

60,3

125,9

76,6

Чистая прибыль

млрд. руб.

14,4

74,8

16,8

Рентабельность

%

1,4

6,6

6,0


Собственные средства, активы и обязательства

ед. измерен.

2009

2010

2011

Валюта баланса

млрд руб.

3 653,1

3 798,0

4 135,6

Внеоборотные активы

млрд руб.

3 459,4

3 542,2

3 765,2

Оборотные активы

млрд руб.

193,7

255,8

370,4

Капитал и резервы

млрд руб.

2 956,7

3 164,4

3 361,5

Долгосрочные обязательства

млрд руб.

332,3

303,3

316,9

Краткосрочные обязательства

млрд руб.

364,1

330,3

457,20

Стоимость чистых активов

млрд руб.

2 960,1

3 169,1

3 367,6

Инвестиции

ед. измерен.

2009

2010

2011

Расходы по инвестиционной деятельности, в т.ч.

млрд руб.

265,6

317,4

395,4

Без учета привлеченных средств

млрд руб.

265,1

316,8

394,2

Привлеченные средства

млрд руб.

0,5

0,6

1,2

[1] Данные за 2010 год не согласуются с бухгалтерской отчетностью за 2010 год, поскольку содержат корректировки, подробное описание которых дано в приложении

[2] Несопоставимые условия с 2009 годом, в связи с изменением учета рабочего парка грузовых вагонов (распоряжение ОАО "РЖД" № 1562р).

[3] EBITDA=EBIT + Амортизация

Версия для печати
screenRenderTime=2