Приветственное слово председателя совета директоров ОАО "РЖД" К.Г. Андросова

Уважаемые дамы и господа!

Правительством России в 2001 году было принято стратегическое решение о начале реализации программы структурных реформ на железнодорожном транспорте. Основными результатами первых трех этапов реформирования стало разграничение функций государственного регулирования и хозяйственного управления отраслью, создание и успешная работа ОАО "Российские железные дороги", разделение сферы железнодорожных перевозок на конкурентную и естественно-монопольную составляющие.

С момента создания ОАО "РЖД" в 2003 году и до настоящего времени нашим единственным акционером является Российская Федерация. Принято считать, что основной целью любого акционерного общества является зарабатывание прибыли и повышение стоимости бизнеса. Однако акционер в праве поставить перед акционерным обществом и иные цели. В случае с ОАО "РЖД" увеличение размера прибыли или стоимости бизнеса не является основным приоритетом для Российской Федерации. Государство решает макроэкономическую задачу по удовлетворению растущего спроса экономики и населения на качественные, безопасные и доступные по цене услуги железнодорожного транспорта.

В условия этой задачи, по обеспечению баланса между социально-экономическими интересами государства и бизнес-интересами акционерного общества, изначально заложены определенные противоречия. Если к этому добавить роль государства в тарифном регулировании цен на оказываемые компанией услуги вследствие признания ее субъектом естественной монополии, становится понятна сложность задач стоящих перед органами управления ОАО "РЖД".

В 2011 году в деятельности компании произошел ряд важных событий. Компания приступила к реализации концепции организационного развития холдинга "РЖД" на период до 2015 года, предусматривающей переход на новую организационную структуру управления. Завершен процесс передачи грузовых вагонов на баланс ОАО "Вторая грузовая компания". Инвентарный парк грузовых вагонов ОАО "РЖД" прекратил свое существование, а на рынке грузовых перевозок появился новый самостоятельный участник - ОАО "ВГК". Успешно реализована сделка по продаже пакета акций ОАО "Первая грузовая компания". Все это, по мнению участников рынка железнодорожных перевозок, является прохождением точки невозврата к старой, министерской, дореформенной модели управления железнодорожной отраслью.

В 2012 году перед нами стоят новые вызовы и новые задачи. Они связаны в первую очередь с продолжением процесса трансформации ОАО "РЖД" в эффективную инфраструктурную компанию, предоставляющую услуги для всех категорий наших клиентов – грузовладельцев, операторов, а также компаний, которые занимаются сервисом и эксплуатацией элементов сетевой инфраструктуры.

Прекрасно понимая наличие макроэкономических ограничений применительно к темпам роста железнодорожных тарифов, ОАО "РЖД" в 2011году проделало большую работу по оптимизации и снижению затрат. Запланированный эффект от реализации соответствующей программы должен составить уже в 2012 году около 25 млрд рублей.

Реализация комплексных мероприятий, направленных на эффективное управление затратами, позволило обеспечить сбалансированность бюджета компании и удержать расходы и себестоимость услуг на допустимом уровне.

Еще одно важнейшее направление нашей деятельности – повышение качества инвестиционного процесса. Основными направлениями инвестиционной деятельности компании являются реализация проектов по повышению уровня безопасности системы железнодорожного транспорта, снятию инфраструктурных ограничений, приобретению и обновлению подвижного состава. Объем осуществленных инвестиций в 2011 году составил более 395 млрд рублей. В планах на 2012 год реализация самой масштабной за всю историю компании инвестиционной программы в размере 447 млрд рублей. Кроме того, в 2011 году совет директоров принял важное решение об изменении принципов формирования инвестиционной программы – по приоритетам, окупаемости и источникам финансирования.

Компания также реализует комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности управления деятельностью дочерних и зависимых обществ. Все дочерние и зависимые общества разбиты на три основные группы: операционные, инвестиционные и находящиеся в стадии предпродажной подготовки или непосредственно продажи. Для каждой из групп сформирован индивидуальный набор стоимостных и натуральных показателей, контролируемых советом директоров. Такая классификация позволяет более гибко походить к оценке результатов деятельности дочерних и зависимых обществ с учетом их функционального назначения и перспектив продажи. Уверен, что реализация данного подхода позволит нам и в будущем заключать эффективные сделки по продаже активов.

Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что ОАО "РЖД" является коммерческой компанией, получающей основную часть своих доходов от сегмента грузовых перевозок. И тем не менее для большинства граждан нашей страны, протянувшейся на тысячи километров с востока на запад и с севера на юг, железнодорожный транспорт ассоциируется в первую очередь с перевозкой пассажиров. Приобретая билет на поезд, мы и не думаем принимать в расчет капризы природы. Мы твердо знаем, что уютный, комфортный поезд с логотипом "Российские железные дороги" точно по расписанию отправится со станции отправления и точно в срок прибудет на станцию назначения. За этой кажущейся простотой стоит каждодневный самоотверженный труд десятков тысяч работников ОАО "Федеральная пассажирская компания" - нашего дочернего общества.

Перед нами стоят большие вызовы, но весь наш многотысячный коллектив готов с честью их выдержать. Это позволяет совету директоров и руководству компании продолжать с уверенностью смотреть в будущее и в 2012 году.

Председатель совета директоров ОАО "РЖД"
К.Г. Андросов

Версия для печати
screenRenderTime=1